Грозит ли вам ранняя деменция? Ученые выявили главные факторы ее развития

Оказывается, риск необратимого снижения когнитивных функций зависит не только от генетики

27 декабря 2023
Грозит ли вам ранняя деменция? Ученые выявили главные факторы ее развития

Freepik

Если изначально считалось, что деменция — заболевание исключительно генетическое, то со временем появилось всё больше гипотез и экспериментов, опровергающих это заявление. Ученые Эксетерского университета не только поставили под сомнение распространенное мнение о генетических корнях деменции, но и обнаружили, что возможно снизить риск развития этого заболевания, влияя на различные факторы.

Как пишут исследователи в журнале JAMA Neurology, они изучили данные более 356 000 человек в возрасте до 65 лет, чтобы понять, существуют ли вообще модифицируемые факторы риска, связанные с ранней деменцией. И такие факторы, повышающие риск раннего начала заболевания, нашлись.

Развитию деменции в раннем возрасте способствуют:

• низкий социально-экономический статус;

• статус аполипопротеина Е (этот белок участвует в метаболизме липидов в организме, вовлечен в развитие болезни Альцгеймера и сердечно-сосудистых заболеваний, а его основная функция — транспортировка липидов между различными клетками и тканями организма);

• расстройства, связанные с употреблением алкоголя;

• социальная изоляция;

• дефицит витамина D;

• высокий уровень С-реактивного белка (белок плазмы крови, наиболее высокочувствительный показатель повреждения тканей при воспалении, некрозе, травме);

• нарушения слуха;

• ортостатическая гипотония (чрезмерное снижение артериального давления при принятии вертикального положения);

• инсульт;

• диабет;

• болезни сердца;

• депрессия.

Все перечисленные факторы, как заявляют ученые по результатам исследования, значительно повышают риск развития деменции в молодом возрасте. И добавляют: целевые вмешательства «могут оказаться эффективными для профилактики деменции у взрослых среднего возраста».

<p>Стиви Хендрикс, научный сотрудник Маастрихтского университета, соавтор исследования </p>

«Деменция в молодом возрасте имеет очень серьезные последствия, поскольку у людей, страдающих от нее, обычно еще есть работа, дети и занятая жизнь. Часто предполагается, что причина генетическая, но во многих случаях точно мы этого не заем. Вот почему мы также хотели рассмотреть в этом исследовании другие факторы риска».

Ученые обращают внимание на то, что настолько масштабных исследований появления предпосылок развития деменции в молодом возрасте раньше не проводилось, и новая работа показывает, что можно воздействовать на разные факторы, чтобы как минимум притормозить заболевание. Правда, чтобы определить более целенаправленное лечение, еще многое предстоит выяснить.

Исследования, проведенные ранее с участием пациентов пожилого возраста, показали, что на развитие деменции влияют хронический стресс, одиночество, депрессия. Увидеть такие же данные для более молодых участников для нейробиологов стало открытием. Вместе с тем ученым уже известно, какие черты личности снижают риск деменции.