Величественное сооружение, cоединяющее центр Одессы с портом, с момента своего создания было связано с искусством иллюзии
XIX век
Проект лестницы архитектор Боффо представил в 1836 году. Он планировал возвести ее всего за семь месяцев. Однако построили лестницу лишь в 1840-х годах. По плану Боффо, пролеты расширяются книзу, благодаря чему возникает оптическая иллюзия: если смотреть на лестницу сверху, кажется, что на всем протяжении она одинаковой ширины, а если снизу — что она длиннее, чем на самом деле. Как только лестницу не называли: Ришельевской, Воронцовской, лестницей Николаевского бульвара и бульвара Фельдман, Гигантской, Приморской, но официально долгое время она была безымянной.
XX век
Работая в 1925 году над фильмом «Броненосец «Потемкин», Сергей Эйзенштейн снял на ступенях сцену, ставшую классикой мирового кинематографа: военные спускаются, стреляя в разбегающихся горожан, скатывается детская коляска… Однако эта сцена не более чем художественный вымысел. Людей действительно расстреливали, но не на спуске, а в порту. Но в память о тех событиях лестницу назвали Потемкинской. Важную роль в этом сыграл фильм Эйзенштейна.
XXI век
Лестница продолжает оставаться площадкой для кино — искусства иллюзии. На ней проходят кинофестивали, ступеньки используются как зрительские места. В 2011-м показывали «Метрополис» Фрица Ланга, в 2012-м Джеральдин Чаплин представила фильм отца «Огни большого города». В том же году приезжал Питер Гринуэй, задумавший фильм об Эйзенштейне — режиссере, который невольно стал «крестным» лестницы.
Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK. COM, MARYEVANS/VOSTOCK PHOTO, РИА «НОВОСТИ»
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2014