Наши симбионты: на коже человека и внутри организма живут тысячи видов бактерий. Если внимательно рассмотреть кожу лица под микроскопом, мы увидим сложные сообщества, сильно отличающие по составу обитателей. На лице живут: Bacteroidetes, Corynebacterium, Cyanobacteria, Actinobacteria, Firmicutes, Propionibacterium.
Представление о том, что человек нестерилен, довольно давнее. Не секрет, что мы живем в симбиозе с бактериями. Однако еще каких-то 10 лет назад микробиологи полагали, что в нашем кишечнике обитает всего несколько десятков (максимум сто) видов микробов. Но, оказывается, их тысячи! Сегодня ученые знают, что в наших внутренностях живет до трех килограммов разнообразных микроорганизмов.
И теперь многие исследователи заговорили даже о метаорганизме — сообществе человека и его симбионтов-бактерий (микробиоме). В этом организме триллионы клеток, и 90% из них — не человеческие, а бактериальные (эти клетки меньше человеческих, и потому в объеме они проигрывают). В микробиоме на один человеческий ген приходятся сотни бактериальных (в геноме человека содержится 22 000 генов, кодирующих белки для регуляции метаболизма, а микробиом добавляет еще около восьми миллионов уникальных бактериальных). Большую часть работы по извлечению энергии из пищи выполняют как раз бактерии, а не человек. И в ответ на внешнюю инфекцию происходит экспрессия как человеческих, так и бактериальных генов: мы действуем вместе и защищаемся сообща. На каждом квадратном сантиметре нашей кожи живет до миллиона бактерий, и немалая их часть является первым щитом иммунной системы: они не пропускают внутрь нежеланных гостей. А внутренняя бактериальная флора, которая развивается и растет вместе с человеком, является, пожалуй, основным его защитником от болезнетворных организмов. Да и не только от них, а еще и от большого количества токсинов, так или иначе попадающих в наш организм.
Главное, что следует знать: геном человека передается ему родителями, и после зачатия изменить его уже нельзя. Микробиом же — вещь благоприобретенная, подверженная изменениям и мутациям. А значит, им можно управлять, чтобы сохранить здоровым или поправить нездоровый баланс. Бактерии постоянно общаются друг с другом химическим способом на тысячах локальных и универсальных (межвидовых и межпопуляционных) языков, и расшифровать эту коммуникацию, научиться в нее вмешиваться было бы настоящим прорывом. А пока что не усердствуйте чрезмерно с мытьем рук и антибактериальным мылом — вместе с «плохими парнями» вы смоете с кожи и всех «хороших», а они в большинстве случаев умеют справляться с инфекциями не хуже мыла.
Фото: Martin Shields / Alamy / Legion Media (в анонсе), Shutterstock, Dr. V.R. Dowell, Jr. / CDC, CDC, Doc. RNDr. Josef Reischig, CSc. (CC-BY-SA), Betsy Crane, Janice Carr / CDC, NIAID, Melissa Brower / CDC, Alamy / Legion Media, Janice Haney Carr / CDC, Frank DeLeo / NIAID
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2015