Индонезийскому искусству создания воздушных змеев много веков. И все это время люди соревновались в умении запускать их. Сегодня главный фестиваль змеев на Бали собирает более 1200 участников и 10 000 зрителей
Эти летающие колоссы ручной работы имеют мало общего с теми небольшими хвостатыми фигурками, которыми многие развлекаются в детстве. Один только каркас может быть больше 10 метров в длину. Чтобы поднять такого змея в небо, нужна команда из двух десятков сильных мужчин. Половина из них отвечает за взлет и посадку, другие управляют движением. От слаженности работы зависит, насколько красиво и высоко полетит змей.
В первой части фестиваля (который проходит в июле в местечке Санур на юго-восточном побережье острова) три этапа для трех традиционных видов змеев, которые соревнуются из года в год: бебеан (в форме рыбы), янгган (в форме птицы, они же «хвосты дракона») и пекукан (в форме листа). Во второй половине состязания участвуют конструкции оригинальных форм: от трехмерных уток и жуков до мотоциклов и индуистских богов.
Змеи поднимаются на 200–300 метров над землей, а то и больше — все зависит от длины троса и восходящих потоков воздуха. Каждый оснащен трещоткой, которая на ветру издает монотонные, ритмичные звуки. Услышишь такое, значит, где-то над тобой змей.
Один из самых ярких моментов праздника — запуск нескольких десятков «хвостов дракона», змеев с огромными трехцветными хвостами длиной более 100 метров. Традиционные цвета — красный, белый и черный — символизируют жизнь, добро и зло.
По силе эмоций фестиваль воздушных змеев можно сравнить разве что с чемпионатом по футболу. Идет борьба не просто змеев, а деревень. Участники радуются громко, болельщики свистят еще громче, перед судьями сложная задача: оцениваются легкость старта, оригинальность дизайна, высота и красота полета, мягкость посадки.
Для управления змеем используются толстые веревки, а иногда и тонкие стальные тросы. Многие участники управляются с ними голыми руками. Другие, чтобы не поранить руки при запуске, когда змей рвется «с поводка», пользуются деревянными палками.
На время фестиваля курортный Санур с его пятикилометровым пляжем меняет облик, становясь похожим то ли на огромную ярмарку, то ли на лагерь кочевников. Тысячи людей, пыль столбом, множество навесов, под которыми прячутся от жары, ожидая выхода на «летное поле». Повсюду дешевое пиво и палатки с едой. И над всем этим — флаги деревень и сел.
Аккуратно посадить змея — задача еще более сложная, чем поднять его в воздух. Случается, что массивная конструкция на полной скорости пикирует с высоты 300 метров, зрители разбегаются или накрываются кто чем. А бывает и так, что члены команды несутся за своим аппаратом через рисовые поля. Когда же змей возвращается в умелые руки в точно определенном месте, это вызывает восторг собравшихся.
В соревновании традиционных змеев, когда конструкция летающего объекта одинакова у всех участников, дизайн не оценивается, а особое значение приобретает красота полета. Змей, который просто висит в струях восходящего воздуха, никому не интересен. Чем разнообразнее его движения, тем выше оценка.
Изначально в сезонные праздники воздушных змеев был заложен религиозный смысл: летучих посланников люди отправляли в небо к богам как молитвы в надежде на обильный урожай. И сегодня на фестивале можно увидеть множество змеев с изображениями божеств, злых и добрых духов и прочих героев народных легенд. Даже в процессе изготовления змеев набожные балийцы проводят ритуалы благословения своих изделий на удачу и победу.
Фотографии: Константин Трубавин
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2015