Что стало бы с Землей без озонового слоя? Вот итоги исследования, похожие на сценарий фильма-катастрофы

После такого глобальное потепление покажется детской шуткой

15 июня 2023
Cinefootage Visuals / Alamy

Пока с разных сторон кричат о глобальном потеплении, отдельные исследователи напоминают, что большинство климатических моделей игнорируют роль озона в изучении климата Земли. И представляют, что бы случилось с нашей планетой, не будь на ней озонового слоя.

В статье, опубликованной в журнале препринтов arXiv, исследователи обращают внимание на то, что на Земле не всегда был озоновый слой — до появления жизни в нашей атмосфере озона вообще практически не существовало. И Земля провела миллиарды лет с минимальным озоновым слоем. Только в относительно недавнее время он стабилизировался до тех значительных уровней, которые мы наблюдаем сегодня. И хотя молекулярный кислород, составляющий значительную часть земной атмосферы, не играет в климате серьезной роли, озоновый слой для него чрезвычайно важен.

Как объяснил один из авторов исследования, астроном и астробиолог Рассел Дейтрик, чтобы изучить влияние озонового слоя, его команда использовала набор моделей климата Земли и варьировала количество озона в верхних слоях атмосферы.

То, что ученые описывают дальше, похоже на сценарий фильма-катастрофы. Вот к каким последствиям, по их мнению, привело бы отсутствие озонового слоя.

• Температура поверхности Земли становится примерно на 3,5 градуса Кельвина ниже*;

• верхние слои стратосферы охлаждаются;

• более холодный воздух не может удерживать столько влаги, поэтому стратосфера становится суше;

• без водяного пара парниковый эффект Земли уменьшается;

• облака появляются только или слишком низко, или слишком высоко;

• струйные течения у экватора усиливаются, а у полюсов — слабеют, соответственно, климат кардинально меняется по всей Земле.

Если версия астробиологов вам не нравится, у астрономов есть другой взгляд на конец света — посмотрите, как звезда пожирает планету. Ученые уверены, что это, скорее всего, произойдет и с Землей.

*Например, вечером 15.06.2023 г. в Сочи +22 градуса по Цельсию. По Кельвину это 295. Если температура упадет на 3,5 Кельвина, для Сочи в этот день она составит примерно 18,5 °C.