Им там хорошо: почему 400 крокодилов поселились на территории действующей АЭС?

Обычно такие места привлекают «сталкеров» и фотографов, а эта станция оказалась идеальным домом для рептилий

19 февраля 2024

«Тепличные» условия

Специалисты атомной электростанции «Терки-Пойнт» во Флориде (США) подсчитали, что в водоемах охладительной системы их АЭС на сегодня живут как минимум 400 взрослых острорылых крокодилов. Не так давно этот вид считался вымирающим, поэтому, когда на станции обнаружили первое яйцо в 1978 году, его не стали уничтожать, а наняли биологов и «охрану» для новой «ядерной» популяции. Спустя более 40 лет местные крокодилы считают каналы АЭС своим домом и процветают там.

«Терки-Пойнт» расположена на побережье Атлантики примерно в 40 километрах от Майами. Рядом находятся национальные парки «Бискейн» и «Эверглейдс» — места обитания американских острорылых крокодилов. Взрослые особи этого вида могут иметь окрас от серо-желтого до коричневого, достигать четырех метров в длину (самцы) и весить около 400–500 килограммов. Живут они как в пресной, так и в солоноватой воде — в устьях рек, прибрежных лагунах и мангровых болотах.

Половину прошлого века этих рептилий активно истребляли люди, в основном ради добычи кожи. Сегодня популяции сильно страдают от исчезновения естественной среды обитания, опять же, осваиваемой человеком. В итоге вид получил статус исчезающего.

Хотя система для охлаждения ядерных реакторов при строительстве не планировалась как убежище для рептилий, она оказалась идеальной средой:

• прохладная свежая и солоноватая вода в каналах — для взрослых особей;

• отсыпанные, не заросшие берега каналов — для гнездования;

• прилегающие пресноводные пруды — для выращивания потомства.

По словам биологов, первыми в искусственные каналы АЭС пришли самки, чтобы гнездиться. За ними последовали самцы, а потомство уже было рождено и выращено в этой системе. С конца 1970-х пруды и каналы общей протяженностью около 270 километров стали третьим основным местом обитания острорылых крокодилов в США.

agefotostock

На пути к спасению вида

Управляющая АЭС компания создала так называемую «croc-team» из биологов и экологов, специализирующихся на крокодилах. Команда следит за популяцией, ежегодно они собирают десятки вылупившихся детенышей после того, как их оставляет самка. Молодняк чипируют, чтобы отслеживать перемещения и развитие. И перемещают в безопасные места, где у них больше шансов вырасти и выжить вдали от хищников и людей, которые охотились на них почти до полного исчезновения.

А внезапно ставшую уникальной изолированной экосистемой среду вокруг АЭС поддерживают для комфортного существования крокодилов. Сотрудники расчищают берега, не давая им зарастать, чтобы они продолжали привлекать животных для размножения. Учитывая, что многие естественные места гнездования этого вида исчезают также из-за повышения уровня моря, важно сохранить «Терки-Пойнт» для крокодилов, говорят биологи.

«Крок-команда» даже получила награду от природоохранных организаций за то, что двенадцать лет назад своими усилиями перевела острорылых крокодилов из категории «исчезающих» в категорию «находящихся под угрозой исчезновения». Что еще не идеально, но уже шаг в сторону от полного вымирания вида.

Для человека, по мнению ученых, этот вид не опасен — они осторожны и предпочитают не пересекаться с людьми. Хотя случаи нападений, в результате которых люди были ранены, но спаслись, все-таки фиксировались. Основной пищей острорылых крокодилов в течение всей жизни является рыба, молодые рептилии охотятся на лягушек и ракообразных, а вот гиганты могут добавлять в свой рацион птиц и млекопитающих, в том числе крупный рогатый скот.

Что касается популяции, развивающейся на АЭС, ученые уверяют, что вода в системе каналов никогда не контактирует с радиоактивными материалами. Поэтому к животным опасные элементы попасть не могут, а местные крокодилы ничем не отличаются от соседних в заповедниках: «Такие же счастливые и здоровые».

Какого «царя аллигаторов» недавно поймали в штате Миссисипи, смотрите здесь.