Проглотить косатку целиком и плыть тысячи километров: правила жизни мегалодона

«Когда он вымер, морская фауна выдохнула», — говорят палеонтологи о древнем суперхищнике

19 августа 2022
Проглотить косатку целиком и плыть тысячи километров: правила жизни мегалодона
Реконструкция мегалодона в нью-йоркском Музее естественной истории
Legion Media

Международная команда исследователей создала компьютерную 3D-модель мегалодона в полный рост. Для работы использовали самый полный сохранившийся экземпляр — окаменелость из Королевского бельгийского института естественных наук. Результаты исследования на модели показали, что гигант мог проглатывать целиком добычу до 8 метров в длину — то есть размером с современную косатку.

Richard Milnes / Alamy

Мегалодоны, жившие в миоцене и плиоцене (23–3 миллиона лет назад), были самыми крупными из когда-либо существовавших акул. Сегодня часто находят их гигантские зубы с человеческую ладонь величиной. Однако скелеты, состоявшие из хрящей, редко окаменевают, поэтому не дошли до наших дней в таком количестве, как клыки.

Единственный в своем роде артефакт был обнаружен в 1860-х годах. Примерно 18 миллионов лет назад мегалодон длиной около 16 метров и возрастом 46 лет погиб в водах миоценового океана на территории современной Бельгии. Бо́льшая часть его позвоночника отпечаталась и превратилась в окаменелость. Это позволило ученым восстановить тело в натуральную величину.

Science Advances

Сначала каждый позвонок был измерен и отсканирован отдельно, затем в 3D реконструировали весь позвоночник. К нему добавили сканы зубов другого мегалодона из США, у которого сохранилась вся челюсть. Программа, в которую были заложены данные тела южноафриканской большой белой акулы, завершила на их основе модель, добавив мышцы и остальные ткани вокруг скелета.

Джон Хатчинсон

«Одна из важнейших характеристик любого животного — вес. Для вымерших животных мы можем оценить массу тела с помощью современных методов цифрового 3D-моделирования, а затем установить взаимосвязь между массой и другими биологическими свойствами, такими, как скорость и использование энергии».

Реконструкция доисторической акулы показала, что 16-метровый бельгийский мегалодон весил более 61 тонны. Согласно расчетам, он развивал скорость около 1,4 метра в секунду, объем его желудка составлял 10 тысяч литров. Для удовлетворения ежедневной потребности в энергии ему требовалось 98 тысяч килокалорий.

По выводам ученых, умея проглатывать крупную добычу целиком, мегалодон затем мог преодолевать расстояния в тысячи километров, оставаясь без еды до двух месяцев.

То, что акула удовлетворяла свои огромные энергетические потребности за счет жира китов, подтверждают и находки среди окаменелостей следов укусов мегалодона на тканях кита.

Размер добычи, сопоставимый с косаткой — главным хищником в современном океане, говорит о том, что миллионы лет назад мегалодон занимал более высокий уровень в пищевой цепи и был трансокеанским сверххищником. Ее вымирание привело к перестановке сил и избавило крупных китообразных от такой гигантской проблемы, как мегалодон.