Статьи журнала «Наука в фокусе»

Кварковая революция, она же детектив, — неизвестные подробности

Осенью 1974 года две группы американских физиков совершили открытие, именуемое Ноябрьской революцией. В связи с 40-летним юбилеем этого события о его драматических обстоятельствах нам напомнит Алексей Левин.

Алексей Левин2 октября 2014
Крупнейший на планете адронный коллайдер закрыт на модернизацию. А что будет после открытия?

В Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) в канун его 60-летия побывала Наталия Демина. Она уверена, что после модернизации Большой адронный коллайдер будет готов к новым открытиям.

3 июля 2014
Ночное небо: на что посмотреть в июне

Июнь не самый благоприятный месяц для астрономических наблюдений. В Санкт-Петербурге белые ночи практически не позволяют видеть звезды. В Москве ситуация получше, но всё равно наблюдать туманные объекты затруднительно. Из планет в течение ночи видны Марс и Сатурн, но они находятся низко над горизонтом. Поэтому лучше всего в июне сосредоточиться на изучении рисунка созвездий...

28 мая 2014
Ночное небо: на что посмотреть в апреле

НА ЮЖНОЙ СТОРОНЕ апрельского неба доминируют созвездия Льва, Девы и Волопаса с яркими звездами Регулом, Спикой и Арктуром. В зените почти всю ночь — Большая Медведица.

25 марта 2014
Могущество ионных каналов

Возникновение некоторых болезней относительно недавно удалось связать с нарушениями транспортировки ионов натрия, калия, хлора и прочих элементов через клеточные мембраны. Эти ионы движутся по белковым каналам, которые называют ионными, а связанные с ними заболевания — каналопатиями. В том, что там происходит, разбирается Алексей Левин.

21 августа 2013
Большой тур «Вояджеров»

36 лет назад в космос отправились два путешественника. Тогда еще никто не подозревал, что их путешествие растянется более чем на треть века и действующие космические аппараты смогут добраться до границ Солнечной системы. За «Вояджерами» следит Алексей Паевский.

Алексей Паевский19 июня 2013
Сексуальный каннибализм

Исследование, посвященное предвзятости биологов

Максим Борисов18 февраля 2013
Как торговать человеческими почками?

За достижения в экономике Нобелевскую премию вручили Элвину Роту из Гарвардского университета и Ллойду Шепли из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США). Профессор Российской экономической школы Андрей Бремзен объясняет, в чем их заслуги.

22 ноября 2012
Те, кто говорил на языке наших предков

На языках индоевропейской семьи общается примерно половина человечества. Но об индоевропейцах, которые дали нам эти языки, до сих пор практически ничего не известно. Когда они жили? Где? Какой культурой обладали? Как ученые ищут ответы на эти вопросы, рассказывает Алексей Касьян.

Алексей Касьян23 октября 2012
В поисках утраченного жемчуга

Когда-то в России был свой жемчуг, его даже вывозили за границу в больших количествах. Куда же он пропал? Игорь Попов и Андрей Островский расследуют, когда и почему исчезла из российских рек пресноводная жемчужница Margaritifera margaritifera.

Андрей Островский23 сентября 2012
Болотоведы

Ученые не только сидят в белых халатах в лаборатории — они месят сапогами глину и вбивают в болото сваи. Посреди самой заболоченной низменности планеты с учеными беседует Илья Абрамов

Илья Абрамов23 августа 2012
Стена Чингисхана была частью Китая

Забытый 100-километровый фрагмент Великой Китайской стены найден в пустыне Гоби на территории Монголии

Максим Борисов23 апреля 2012
Дело о никотине

Более 60 % постоянных курильщиков задумывались о том, чтобы бросить курить. Но лишь треть (32,1 %) всех курильщиков все-таки пыталась это сделать в течение года до опроса. Из пытавшихся только 11,2 % добились успеха.

Элла Бикмурзина18 марта 2012
На Земле появится суперконтинент

Исследуя геологическое будущее планеты, мы понимаем, откуда пора эвакуировать жителей

Константин Ранкс18 марта 2012
Вредно ли есть генетически модифицированный картофель?

Для улучшения и защиты урожая лучше использовать гены, а не химию

Нина Федорова21 февраля 2012
Скажи-ка Гаусс, ведь не даром…

Может ли статистический анализ итогов выборов доказать наличие фальсификаций? Александр Сергеев и эксперты «Науки» исследуют этом вопрос.

Александр Сергеев20 февраля 2012
Время рассматривать камни

В 2011 году стали активно публиковаться манускрипты из коллекции Мартина Скёйена, до того закрытой. Владимир Емельянов разъясняет, почему это нужно считать главным событием года в шумерологии.

20 февраля 2012
Земля вымирала не раз

На протяжении последних 500 млн лет случилось пять массовых вымираний, во время которых бесследно исчезало до 95% всех видов животных, населявших Землю. Игорь Попов разбирается, что могло послужить причиной этому.

Игорь Попов31 января 2012
В поисках общего языка

Языки финский и русский, английский и суахили, санскрит и румынский, — все они родственники, и у всех есть нечто общее, на первый взгляд совершенно неразличимое. Но как это нечто обнаружить?

Георгий Старостин19 января 2012
Достать айсберг

Айсберги — ценнейшие хранилища чистой пресной воды. Их можно использовать, отловив в районах интенсивного судоходства, где они становятся источником угрозы, и отправив на буксире туда, где остро не хватает пресной воды.

Элла Бикмурзина19 января 2012