Алкогольные напитки испокон веков присутствуют на праздничных столах. Умеренное их употребление, особенно из красивых бокалов, придает застолью особую торжественность.
Первые стеклянные сосуды для разбавленного вина появились в I веке до нашей эры как обязательная, но дорогостоящая деталь пиршеств. Древние греки и римляне, относившиеся к возлияниям как к искусству, использовали довольно большие по объему чаши сферической формы.
В I веке нашей эры форма питейных сосудов сменилась на конусообразную. А так как стекло не обладало достаточной прозрачностью и ровностью поверхности, то мастера-стеклодувы стали украшать их гранями и дополнительными узорами. В это же время появились и прототипы современных бокалов — сосуды на невысоких ножках емкостью 200–300 миллилитров.
В древности и в Средневековье стекло плавили в очагах, используя в качестве топлива древесный или каменный уголь. Спекшиеся горячие куски первичного стекла бросали в воду. Далее остывшие «глыбки» перетирали в пыль и затем снова плавили, но уже в специальных горшках, закрытых крышками. Это делали потому, что высвобождающаяся из угля двуокись серы окрашивала массу в желтый цвет. Вторично обработанное стекло переходило в руки стеклодува, который при помощи металлической трубки с мундштуком придавал сосудам всевозможные формы и размеры.
Из века в век параллельно со стеклодувами совершенствовали свое мастерство и виноделы. Менялись и вкусы людей, становясь все более утонченными. Обладающие превосходным ароматом, цветом, вкусом и послевкусием вина нуждались в прозрачных, без запаха глины и металла, сосудах. А после того, как австрийский потомственный стеклодув Клаус Йозеф Ридель обосновал, что вкусовой букет различных вин зависит от того, к каким вкусовым рецепторам, сосредоточенным в разных частях неба и языка, оно поступает, то стало понятно, что необходимо разнообразить и форму бокалов. Ведь благодаря размерам их горлышка вино должно по-разному насыщаться кислородом. Отменный напиток вместе с бокалом определенной конфигурации как раз и придает напитку неповторимость. Исследования Риделя стали сенсационными. Одно и то же вино, разлитое в бокалы разной формы, даже профессиональными дегустаторами воспринимается по-разному. Так, широкие бокалы, предназначенные для красного бургундского или розовых вин, вынуждают человека пить его, склонив голову, а сосуды с узким горлом для рислинга или шампанского, наоборот, — поднимать голову вверх. Таким образом, оно попадает на разные вкусовые зоны, что и учитывается при проектировании новой формы бокала. Кроме того, немаловажную роль играет и край сосуда. Так, срезанный край фужера позволяет вину беспрепятственно стекать на язык, а с ободком — обеспечивает постепенное попадание напитка в рот, акцентируя внимание на определенном его оттенке.
Интересные исследования Ридель провел также при разработке дизайна бокала для коньяка и бренди. Как известно, эти напитки должны иметь определенную концентрацию запахов дуба и винограда. Традиционные шарообразные бокалы способствуют более высокому испарению алкогольных паров, заглушая тем самым фруктовый аромат. Ридельские же бокалы узкой тюльпанообразной формы не делают приоритетным какое-то одно качество, позволяя вдыхать полноценный деликатный и тонкий аромат напитков, выдержанных в бочках.