Как слушать шепот руин
Тяжёлая дубовая дверь натужно скрипит, и в пустой храм проскальзывает хрупкая женщина. Она здоровается с молчаливым иконописцем, сгорбившимся над своей фреской где-то наверху, на деревянных лесах под самым куполом. Это матушка Ольга, супруга настоятеля Троицкой церкви. Сам отец Викторин занят, но он очень просил извиниться перед нежданным визитером. С некоторым разочарованием думаю, что и в этот раз тайна Карла Сименса (Carl von Siemens, 1829–1906) останется недосягаемой — вряд ли матушка может знать, где именно в старинном парке знаменитый изобретатель и промышленник спрятал свой агрегат. Я приезжаю в Гостилицы уже не в первый раз; с тех пор, как я впервые услышал легенду о находящемся здесь двигателе Сименса, прошло уже несколько лет, но найти хотя бы место, где этот уникальный механизм мог бы быть спрятан, до сих пор не удалось.
Как только женщина начинает свой рассказ, происходит нечто странное. Смотрю в окно: за дорогой грозно и тоскливо высятся косматые руины некогда одного из самых красивых и богатых дворянских дворцов дореволюционной России . А стрелки часов как будто остановились, дрогнули и начали отсчёт в обратную сторону. И вот уже в провалах окон начинают теплиться огоньки, в разрушенных коридорах мелькают тени, в залах, где сквозь остатки пола растут липы и березы, еле слышно звучит музыка, звенит парадный хрусталь, стучат каблучки прислуги, завершающей приготовления к визиту самой императрицы и ее фаворита. Заброшенная усадьба в Гостилицах глубоко вздыхает, оживает, вспоминает свои легенды, спрессованные временем в могучий монолит. И теперь главное не спугнуть это хрупкое, прозрачное видение.
Никто теперь уже и не скажет точно, когда именно появились здесь, в полусотне километров к юго-западу от нынешнего Петербурга , первые люди. Щедрые на дичь леса, родники, холмы и долины в древности привлекли сюда
В стародавние времена местные леса были прорезаны полноводной рекой и несколькими большими дорогами. На их перекрестье и возникло большое, богатое село. Дороги эти можно увидеть и теперь: к примеру, нынешнее Гостилицкое шоссе — это и есть древний Копорский тракт. А вот от реки уже к XVIII веку осталось только глубокое русло с тонким ручейком на дне. Эту картину в 1706 году застал здесь личный врач Петра I (1672–1725), доктор философии и медицины Оксфордского университета
Знак обиды Бурхарда Миниха
…Матушка Ольга поправляет косынку, на секунду замолкает, а потом зовет выйти из храма. Идем к небольшому домику по соседству; здесь живет настоятель с семьей. Замечаю на земле сбоку от дома, под навесом, темный округлый предмет. Матушка Ольга наклоняется, смахивает с него пыль и грязь. В полутьме виден замшелый, шершавый камень с дыркой в центре, на камне отчетливо виден выбитый витиеватый вензель — буква М под короной; ниже — цифры 1741. Это — мельничный жернов, последний свидетель противоречивых и бурных событий первой половины XVIII века. Да и судьба у этого камня была ничуть не проще, чем у его владельца
После смерти Арескина прошло всего три года, а у Петра I уже был новый любимец — этот самый 37-летний капитан Миних, приглашенный на службу в Россию из далекого
Деревянную усадьбу Арескина в Гостилицах Миних расширил и перестроил, небольшой сад превратил в пышный парк, устроил в нем дорожки и лестницы из дикого камня. Одна из них сохранилась до сих пор — вросшие в землю перекошенные ступени по-прежнему ведут от усадьбы вниз, в овраг, к берегу ручья, где все так же бьет из-под земли мощный источник. Здесь же, в низине, можно найти сваленные в груду обработанные камни. Некоторые разбросаны по берегу ручья, другие валяются прямо в воде. Это руины сложнейшей системы плотин, каскадов и запруд, которую устроил здесь Миних. В образовавшемся озере разводили форель, здесь же по собственному проекту инженера был выстроен красильный завод и оригинальная водяная мельница. Развалины ее тоже можно обнаружить и сейчас возле сельской дороги, среди спутанных зарослей и горы мусора. Именно в этой мельнице и был установлен каменный жернов, и именно в этот пруд выбросил его в 1741 году хозяин прекрасной усадьбы. Впрочем, уже и не хозяин: успев за прошедшие 20 лет побыть губернатором Петербурга, получить
Царский двор первого вельможи
Сразу после ссылки опального фельдмаршала Елизавета Петровна распорядилась гостилицкими угодьями как истинная влюбленная женщина: обширные владения были подарены тайному мужу императрицы, графу
Этот первейший вельможа времён Елисаветы жил здесь по-царски, давая праздники почти ежедневно. Граф Разумовский устраивал для Елисаветы довольно часто охоту на лосей и оленей.
Сразу за руинами дворца в глубине парка до сих пор виднеется унылое желтое здание с заколоченными окнами и выбитыми дверями. Внутри — голые стены, крашенные голубой краской, полуистлевшие доски пола. На усердно замазанных штукатуркой фасадах еле проглядывают следы былых украшений: там балясина, здесь — подпаленная недавним пожаром лепнина над оконным проемом. Краеведы до сих пор спорят — это ли остатки окутанного легендами Чайного домика, или же это совсем другое строение…
В июне 1762 года (в то самое лето, когда из долгой ссылки вернулся Бурхард Миних) именно здесь Екатерина провела свою последнюю ночь с супругом, несчастным императором Петром III. Вслед за этим грянет очередной переворот,
В 1755 году их усилиями рядом с дворцом была построена Троицкая церковь, в которой и началось наше путешествие. При последнем из Разумовских в 1824 году в селе вспыхнет крестьянское восстание, и усмирять его придется специально присланным из Петербурга войскам. В том же году имение продадут, и оно перейдет к другому, не менее знатному и богатому роду. Тем самым летом, когда Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) ехал в свою ссылку в Михайловское, гостилицкую усадьбу купил Алексей Михайлович Потемкин, племянник легендарного светлейшего
…Есть что-то откровенно сюрреалистичное в костлявых деревьях, растущих там, где должна быть крыша. Рванет сильный ветер с залива, деревце качнется, и зашуршит в темных недрах развалин кирпичная крошка. А бывает и так: ни с того ни с сего вдруг рухнет кирпич с высоты третьего этажа, увлекая за собой лоскуты штукатурки, грузно перевалится через гору хлама и ляжет прямо к ногам, беспомощно демонстрируя свое старинное клеймо. В такие моменты кажется, что дворец, разрушенный людьми и временем, теперь живет своей собственной жизнью. Кроме кирпичных стен, здесь ничего не осталось — все сгорело, сгнило или просто украдено. А воображение не унять: идешь по коридорам без потолка, между сырых кирпичных стен, и вдруг нестерпимо обостряется ощущение того, что вот-вот, да и выйдет из-за угла бестелесная фигура со свечой в руке и проплывет мимо в поисках давно сгинувшего уюта и шарма загородной дворянской резиденции.
Призрачная гидростанция
Последняя тайна гостилицкой усадьбы, которая, собственно говоря, меня сюда и привела, связана с именем уже упомянутого промышленника и изобретателя Карла Сименса. В конце XIX века он прибыл в Россию в надежде заработать на высочайшем достижении техники того времени — электричестве. В 1881 году по его проекту в Петербурге на реке Охте строится первая в истории города гидроэлектростанция. Через два года Сименс получает заказ на устройство электрического освещения не где-нибудь, а в самом
Дальше — только факты. Известно, что в 1883 году Сименс построил около миниховской запруды собственную гидростанцию — и Гостилицы стали первым в России населенным пунктом, полностью обеспеченным электрическим светом. Также сохранились некоторые чертежи и описания гидротурбины, которая этот электрический свет вырабатывала. И — самое интересное — ни один документ не упоминает о том, что после революции, когда имение было национализировано для нужд колхоза, этот агрегат куда-либо вывозили или разбирали. Да и местные жители подтверждают: да, ходит легенда о том, что двигатель Сименса до сих пор лежит где-то в гостилицкой земле. Но где?..
Матушка Ольга без тени сомнения указывает на руины старинной мельницы Миниха: по ее сведениям, гидроэлектростанция располагалась именно в ней. Действительно, древнее здание явно перестроено, точнее — надстроено. Как и от дворца, сегодня от мельницы остались только стены. Что поделаешь, война. В самом начале войны фашисты оккупировали Гостилицы и устроили здесь настоящий укрепрайон. В старинном дворце разместилась канцелярия, в парке были вырыты окопы и траншеи. Немцы хозяйничали здесь до 1944 года, пока Красная Армия не начала широкомасштабную операцию по снятию блокады Ленинграда. Линия фронта прошла аккурат через Гостилицы: бои были крайне тяжелыми. Именно тогда орудийный снаряд уничтожил древнюю дозорную башню. Ветераны вспоминают: последнего фашистского пулеметчика выбивали из дворца прямой наводкой: гитлеровец погиб, придавленный рухнувшей стеной. После войны особняк восстанавливать не стали, потому даже и теперь, если внимательно приглядеться, в кирпичных стенах можно найти сотни застрявших навсегда свинцовых капель. И там, где отчаянно отбивался от наступавших красноармейцев последний пулеметчик Вермахта, в стене до сих пор зияет неприятно рваная дыра.
Стоит забраться поглубже в руины мельницы, как в нос шибает мерзкий запах помойки. Перекрытия между этажами давно рухнули вниз, и местные приспособили кирпичную коробку здания под свалку: близко и удобно, мешки с мусором можно забрасывать прямо с дороги, через низкие окна. Чтобы выяснить, действительно ли здесь находится агрегат Сименса, двух рук и голого энтузиазма явно маловато. Нужен еще как минимум экскаватор. Уже собираюсь уходить, как вдруг фонарик выхватывает из полумрака на противоположной стене ржавую металлическую коробку. Такую, в которые обычно ставят реле и прочие электротехнические устройства. Крышка распахнута, в воздухе болтаются несколько проводов. Опускаю луч фонаря ниже — прямо сквозь гору мусора куда-то в пол, под землю уходят две железные трубы с проводами внутри. От неожиданности захватывает дух: неужели он действительно там, под землей, этот загадочный старинный механизм?.. Что ж, может, когда-нибудь мы будем больше любить собственную историю, и тогда будут находиться и деньги, и экскаваторы, и желание докопаться до истины. А пока Гостилицы будут надежно хранить свои тайны.
На улице темнеет, пора возвращаться. На обратном пути еще раз захожу в церковь. Дверь открывает давешний иконописец. Мужчина немногословен: слишком много работы. Церковь только недавно вернули к жизни после восьми десятилетий разрухи и запустения. Иконописец поправляет тесемку, схватывающую волосы, берет кисти, крестится и залезает обратно, на деревянный помост, под самый купол церкви. Там уже почти готов лик Спасителя; под искусной рукой художника строгий, пронзительный взгляд словно проявляется на свежей штукатурке и — пробирает до дрожи.