Окончание. Начало читайте здесь
В ожидании мессии
Ещё один любопытный феномен Алтая — он притягивает религиозных людей: будь то приверженцы традиционных религий, богоискатели или просто любители паранормальных явлений. Трудно сказать, в чем тут причина. Возможно, Алтай действительно обладает особой «энергетикой», настраивающей людей на религиозный лад. А может быть, таких людей просто привлекает горный ландшафт Алтая — ведь издавна люди именно в горах чувствовали себя ближе к небесам и Богу. Да и просто хорошо сохранившаяся, впечатляющая природа Алтая поневоле заставляет человека задуматься о его месте в мире и о том, кто же и с какими целями создал всю эту красоту.
Как бы то ни было, жители Алтая, в большинстве своем совершенно далекие от религии, любят порассуждать о духах, шаманах и божествах. Любопытно и то, что в умах местных жителей христианство мирно уживается с
Настоящих алтайских шаманов, впрочем, сейчас можно увидеть только в отдаленных горных селах. Весь XX век шаманизм подвергался гонениям, поэтому сейчас он сохранился только в народных традициях алтайской глубинки. Те же шаманы, которых обычно видят туристы — не настоящие, а именно на туристов и рассчитанные. В Чемале, на севере Республики Алтай, с одним из таких шаманов произошла интересная история. Туристов там развлекал один местный, русский по национальности. Он собрал у себя дома реликвии алтайского быта, наряжался перед туристами в костюм шамана, камлал и бил в бубен. Не так давно он серьезно заболел, его музей закрылся — местные уверены, что так его наказали духи.
Самый сильный удар по алтайскому шаманизму нанесла не советская власть, как можно было бы подумать, а особое религиозное течение, появившееся на Алтае в начале XX века — бурханизм (она же Ак-Йанг — «белая» или «молочная» вера»). У алтайцев издавна были предания о собственном мессии — богатыре Ойрот-каане (Ойрот-хане), который должен прийти и восстановить величие алтайцев: в XVII–XVIII веках у них было свое государство —
В 1904 году, который как раз был годом «улу», бедный пастух Чет Чепланов объявил соплеменникам, что к его приемной дочке Чугул явился «белый всадник на белом коне» — Ойрот-каан. Он передал алтайцам через Чугул, что скоро их мечты о мессии сбудутся. Впоследствии Ойрот-каан ещё несколько раз являлся Чугул, передавая наказы алтайцам. Он запретил, например, курить. Правда, если кто-то без курения прожить не мог, ему разрешалось употребление табака, но только если тот был перемешан с березовой корой в соотношении 1 к 3. Также запрещалось носить оружие, исполнять шаманские обряды, общаться с русскими и крещёными алтайцами. Молиться же надлежало главному светлому божеству Бурхану три раза в день. Кроме того, исповедующие бурханизм должны каждое утро и каждый вечер разбрызгивать молоко — сначала вверх, а потом по четырем сторонам света. И им предписывалось перебить всех кошек и животных черной и серой масти, поскольку они связаны с нечистым богом Эрликом, хозяином ада, которому шаманы якобы приносили кровавые жертвы.
Вести о скором пришествии Ойрот-каана распространились среди алтайцев моментально. Они начинали выполнять новые заповеди, полностью изменили свой быт, уничтожили шаманские бубны и прекратили обряды, а летом 1904-го стали съезжаться в долину Теренг, куда и должен был явиться каан. Российские власти были не на шутку обеспокоены новым течением: в нем заподозрили влияние японской разведки. Лагерь в Теренге был жестоко разогнан, Чугул и её отец, а также ближайшие сподвижники были схвачены. Ойрот-каан так и не явился, но, что любопытно, в 1906 году суд присяжных оправдал Чеплановых.
После революции алтайцы-бурханисты воевали на стороне белых, и потому после победы большевиков новую веру решительно искореняли. Но после окончания советского времени вновь вспыхнул интерес к бурханизму, особенно среди националистически настроенной алтайской интеллигенции. Познакомиться с историей этой странной религии можно в
Из православных святынь наиболее достойна внимания — с эстетической и туристической точек зрения — церковь на острове Патмос. Строго говоря, Патмос — не совсем остров, а просто скала посреди реки Катунь возле райцентра Чемал. Церковь очень красиво возвышается над Катунью, а к ней ведет узенький подвесной мост. Это очень популярный у туристов аттракцион, но больше восьми человек одновременно на мост не пускают…
Любопытна и история церкви — её перенесли на остров в 1855 году по распоряжению епископа томского Парфения. Тогда епископ сказал про Патмос, что нет другого такого места, где «он бы так хорошо слышал Господа». В годы советской власти церковь была разрушена. Восстановил её на собственные деньги далеко не богатый человек — московский фотохудожник
«За старообрядцами» надо ехать гораздо южнее, ближе к границам Монголии и Китая. Один из центров старообрядчества — село Верх-Уймон, старообрядцами же и основанное. Здесь есть небольшой, но симпатичный музей староверов. Конечно, за последние десятилетия алтайские старообрядцы поутратили свой радикализм — они ближе к современной жизни, чем многие их единоверцы в Туве или Хакасии . В семье старообрядцев Бочкаревых в Верх-Уймоне мне рассказывали, как бабушка-староверка была недовольна, что её сын женился на «обычной» православной. Первое время бабушка даже не признавала внучку, однако потом, ласково обзывая её «мирщита» (от слова «мирской»), все-таки давала себя целовать.
Также Алтай популярен у сторонников современных оккультных течений, вроде
В дополнение к религиозной палитре можно вспомнить и буддистский центр
Земля «принцессы Укок»
Богат Алтай и чисто природными достопримечательностями, к созданию которых человек никакого отношения не имеет — скорее, угрожает их уничтожить. Здесь есть несколько очень красивых водопадов, пещер и плато. Среди туристов очень популярны пешие и конные походы к труднодоступным озерам, затерянным среди гор —
Алтай — благодатное место и для занятия активным отдыхом. Уровень сервиса, правда, пока далек от европейского. Но на Алтае есть места и для занятия альпинизмом, спелеологией, конными походами, сплавами по Катуни и её притокам. «Дикость» организации имеет свои теневые стороны: ежегодно несколько человек на сплавах гибнут. Развивается горнолыжный спорт. В районе поселка Манжерок, известного по песне Эдиты Пьехи («Расскажи-ка мне, дружок, что такое Манжерок — может это городок, может это островок?») строят горнолыжный комплекс, который по своему размаху и сервису должен не уступать европейским аналогам.
Самое знаменитое и обширное из горных плато —
Что можно сказать точно, так это то, что у местных ещё не раз будут поводы опасаться за сохранность плато Укок. Именно через него, по плану, должна пройти дорога в Китай, а также газопровод (они пойдут рядом). Местные жители резонно опасаются, что строительство дороги и газопровода нанесет урон экосистеме этого района, а ввод дороги в эксплуатацию приведет к тому, что республика будет заполнена рабочими, торговцами и туристами из Китая. Возможно, именно поэтому, по последним данным, строительство дороги пока заморожено. А вот газопровод, который должен укрепить наши отношения с Китаем и в целом позиции России как «энергетической сверхдержавы», продолжают строить — благо, что строители и газовики клянутся, что не нанесут Укок никакого вреда.
Ещё одна экологическая проблема на Алтае — строительство Катунской ГЭС в верховьях этой реки. Республика сейчас испытывает энергодефицит, покрыть который и должен этот довольно масштабный проект. Он начинал разрабатываться ещё в советское время. Все уже было готово к строительству (в республику даже приехали комсомольские стройотряды), но вмешались общественность и экологи, обеспокоенные возможным ущербом от ГЭС. По их мнению, появление водохранилища поневоле внесет коррективы в местный микроклимат. Другая опасность заключается в высоком содержании в местной почве ртути. Строительство плотины может высвободить её, и она отравит воды Катуни.
Отчасти из-за этих протестов, но главным образом из-за распада СССР, строительство было приостановлено. К проекту вернулись только сейчас. К счастью, проект теперь гораздо меньше и по высоте плотины, и по мощности электростанции, и по размерам водохранилища. А значит, и меньше будет давление на экологию. Однако бурные споры, уже вылившиеся в митинги, не смолкают.
Что ж, остается только надеяться, что все эти проекты, поспособствовав решению экономических проблем республики, не помешают сохранить в первозданном виде её природные и исторические богатства.