Ядовитые драконы Луковых гор
Первым китайским пилигримом, отправившимся на Запад, считается монах Фа Сянь (法顯, ок. 337–422) — уроженец Уяна в уезде Пинъян провинции Шэньси . С китайского языка его имя переводится как «Продвинувшийся в Учении». В 399–414 годах Фа Сянь совершил трудное путешествие через Центральную Азию , Индию , Непал и Шри-Ланку в надежде привезти домой копии истинной «
Путешествие Фа Сяня и его спутников отнюдь не походило на загородную прогулку. Монах рассказывает, что ему пришлось пересекать пустыню Гоби , где «обитали лишь злые демоны и горячие ветра». Ни птицы, ни зверя не видели путешественники в песках, ориентируясь лишь по выбеленным зноем костям. Тем не менее через семнадцать дней пути пилигримы достигли Лоу-ланя — города, находившегося недалеко от озера
Однако Фа Сянь не только описывает трудности пути, но и считает переходы, фиксирует уровень быта буддийского монашества и многочисленные традиции возвеличивания Просветленного, практикуемые в различных царствах и княжествах. Его рассказ наполнен бесконечными шелковыми полотнищами и навесами, лотосами, золотом, серебром, белой шерстью… Но более всего интересовали путешественника буддийские реликвии. Так, в царстве Цзэ-хо, которое, вероятно, располагалось на территории современного северного Пакистана , ему показали плевательницу Будды и его зуб . Однако, в отличие от лихого адмирала Чжэн Хэ (鄭和, 1371–1435), идея похитить священные предметы Фа Сяню в голову не пришла.
Но вот путешественники покинули Центральную Азию, перевалили через крышу мира — Памир , называемый автором Цунлин, то есть «Луковыми горами» (из-за растущего там дикого лука) и, спустя какой-нибудь месяц пути, оказались в Северной Индии. Если верить Фа Сяню, то по дороге ему встречались ядовитые драконы, в ярости плюющиеся отравленным огнем и вызывающие снежные и песчаные бури. Дальше перед ними лежали горы, которые местные жители называли «Снежными». Да, Фа Сянь перевалил через
В другом месте Фа Сянь встречает отпечаток ноги Гаутамы, пришедшего с проповедью на север Индостана, еще в одном — камень, на котором Просветленный обратил злого дракона, причем везде странствующий монах приводит точные размеры реликвий. Но кульминацией путешествия стало посещение
Танский монах и царь обезьян
Буддийского монаха Сюаньцзана (玄奘, 602–644/664), жившего в эпоху
Говорят, что Сюаньцзан (его имя с китайского переводится как «Таинственный толстяк») не отправился, а бежал в свое путешествие из столичной Чанъани: Китай в то время вел войны, и все «заграничные» поездки были запрещены (исключение составляли государственные посланники). Подобно Фа Сяню, Сюаньцзан отправился в свой квест по Великому шелковому пути . За шестнадцать лет (629–645) ему было суждено пройти двадцать тысяч километров, пересечь три высочайших горных системы Азии , пройти по северному и южному рукавам Шелкового пути и побывать на землях, принадлежащих сегодня Киргизии , Узбекистану , Афганистану и Пакистану. Он чуть не погиб в пустыне Гоби: сначала его пытался убить проводник, а потом он заблудился и пролил всю воду на песок. Если бы не чудесный конь, приведший монаха к источнику, тому бы не достичь крайнего восточного оазиса у подножия Тянь-Шаня — Хами.
За Хами последовал
Сюаньцзан на предсоветском пространстве
Но всякому везению приходит конец. Миновав Аксу, Сюаньцзан пересек Тянь-Шань и оказался на территории нынешней Киргизии, где отряд застали серьезные холода и снегопады. На ста километрах пути караван потерял треть людей и вьючных животных и сильно измотанным достиг теплого Иссык-Куля . В 628 году в
Он устроил в честь гостя пир в павильоне, украшенном золотыми цветами, где потчевал Сюаньцзана рисовыми пирожками, сливками, сладостями и изюмом. Проведенная после пиршества буддийская служба произвела столь большое впечатление на хана, что и он попросил Сюаньцзана остаться, но не настаивал и, услышав отказ, также снабдил путешественника всем необходимым для дальнейшего пути. А монах отправился дальше, на земли нынешних Афганистана и Пакистана, подчиненные тюркам.
Далее путь нашего героя лежал через «предсоветское пространство»: монах дошел до
К величайшему Будде
Дальше путь Сюаньцзана лежал через Бактрию . Он посетил
Затем последовали Черные горы и окрестности нынешнего
Путешествуя по Индии, Сюаньцзан дал описание каждого пройденного им царства: столицы, правители, законы, святыни, народы, одежда, письмо, торговля, климат, почвы — все это проходит перед взором читателя сплошной чередой. Давешний беглец на Запад составлял своему императору доклад о международной ситуации в Азии — ведь империя Тан непрерывно разрасталась. Именно благодаря его четким описаниям современным ученым удалось разыскать остатки гигантской ступы, возведенной Канишкой в Пешаваре , а вместе с ней и реликварий самого Канишки (эта тема уже освещалась на страницах журнала «Вокруг света» в статье о Кушанском царстве ).
По мере приближения к буддийской Святой земле — северо-восточной части Индии, где проповедовал Сиддхартха Гаутама, монах уделяет все больше внимания истории и доктрине своего учения: рассказывает известные легенды и случаи из жизни Будды, подобно Фа Сяню, вспоминает истории из времен его предыдущих воплощений. Сюаньцзан знакомит читателя со знаменитыми буддийскими философами —
Но опасности, сопутствующие любому путешествию, не делали оглядки ни на Васубандху, ни на Канишку. Возле Карашара и в Афганистане Сюаньцзан не раз сталкивался с бандами грабителей. Потом разбойники чуть было не сожгли нашего героя у столба неподалеку от индийской
В месте, где Будда усовершенствовал себя в мудрости, я не знал, в каком состоянии нахожусь в беспокойной чреде рождений и смертей, — писал потом путешественник.
Монах-студент
После пяти лет путешествий по Индии Сюаньцзан прибыл в
Ближе к концу пребывания на родине Просветленного танский монах стал гостем знаменитого царя
Через перевал на слоне
В 643 году, когда Сюаньцзан наконец отбыл на родину, Харши выделил ему не только самого большого и лучшего слона, но и военный эскорт, которому предстояло охранять и монаха, и его книги, и золото и серебро, данные на дорогу.
А Сюаньцзан, тринадцать лет спустя, возвращался домой по суше практически тем же путем, каким прибыл в Индию. Один раз путешественникам пришлось остановиться надолго: они ждали, пока будут сделаны копии с манускриптов, намоченных во время переправы через Инд , когда внезапно налетевший шторм опрокинул лодки, и пятьдесят бесценных рукописей оказались в воде. По сути, Сюаньцзан шел путем, который через многие столетия повторит Марко Поло (Marco Polo, 1254–1324). При переходе через Памир слону не повезло — когда на караван напали грабители, животное упало в реку и утонуло. Поэтому по западному склону горы
Неутомимый путешественник все время вел записи — и о том, кто и какую шерсть прядет, и о том, кто и как торгует, и даже о том, какого цвета глаза у жителей разных стран… Следующая остановка — Хотан, крупнейший оазис на южной ветке трансазиатского торгового пути. Шелк, фетр, черная и белая яшма — везде монах находил следы индийского влияния. Отсюда же он послал письмо своему императору, извещая, что возвращается домой. Сюаньцзан не знал, какого приема ждать человеку, бежавшему из страны ночью вопреки высочайшему указу, пусть и шестнадцать лет назад. Но через некоторое время посланник привез благоприятные новости: Сын Неба был рад видеть монаха на родине.
Дикие гуси и священные книги империи
Когда в 645 году Сюаньцзан вернулся в Чанъань, император
Интересно, что для простых китайцев оказались важны не столько буддийские штудии Сюаньцзана, сколько рассказы о его приключениях, которые и легли в основу романа «Путешествие на Запад». Образы Сюаньцзана писали в храмах, печатали на гравюрах или изображали в виде марионеток.
Девятнадцать лет жизни, отпущенные монаху после путешествия, он посвятил переводу привезенных буддийских писаний. Сюаньцзан считается одним из самых великих переводчиков буддийских текстов наряду с