Запах еловых веток и мандарины, салат оливье и шампанское, разливаемое в бокалы под бой курантов. Вторые по продолжительности школьные каникулы, новогодние елки с Дедами Морозами и Снегурочками, подарочные наборы конфет, из которых вначале выедались шоколадки, а потом съедалось и все остальное, карамельно-вафельное — эти атрибуты Нового года возникли еще в советские времена. Россияне отдыхают больше недели в начале января, а веселое предновогоднее настроение начинается в офисах с 20-х чисел декабря. С 25 декабря в мире замирает деловая активность. Оказывается, традиция отдыхать на рубеже старого и нового годов насчитывает несколько тысячелетий.
Новый год начинается весной
Как новый год встретишь, так его и проведешь — эта народная примета, которая до сих пор лежит в основе идеологии новогодних праздников, родилась несколько тысячелетий назад. Первые новогодние каникулы появились в Месопотамии в конце IV — начале III тысячелетия до н. э. В период весеннего равноденствия в реках Тигр и Евфрат прибывала вода, она смывала все старое и приносила плодородный ил — можно было приступать к земледельческим работам.
Начало нового жизненного цикла древние жители Месопотамии связывали с победой бога Мардука над всемирным хаосом, одним из воплощений которого являлась Тиамат — стихия морских вод или тумана, представляемая в виде дракона. Его-то и победил Мардук. Он рассек тело Тиамат на две части и сотворил из одной небо, а из другой — Землю.
После Мардук создал небесные светила, расставил 12 звездных месяцев, начертив на небе рисунок дней года, определил время для Луны и Солнца. Именно Мардук сотворил человека в помощь богам, которые, переложив бремя бытия на людей, отправились пировать.
Шумеро-вавилоно-аккадский эпос «Энума элиш» (букв. «Когда наверху…») о сотворении мира датируется второй половиной II тысячелетия до н. э. Именно в этот период Вавилон достиг своего политического расцвета, а его бог-покровитель Мардук стал верховным божеством вавилонского пантеона.
Как полагают исследователи, поэму читали в храме Мардука на новогодних религиозных церемониях. Во время праздника Нового года, продолжавшегося 12 дней, две группы людей разыгрывали все перипетии этого мифологического сюжета. В этот период запрещалось работать, вершить суды и наказывать провинившихся.
«Тот, кто в день Навруза празднует и веселится, будет жить до следующего Навруза в весельи и наслаждении», — писал в своем сочинении «Навруз-намэ» Омар Хайям о празднике Нового года, отмечаемом по авестийскому календарю. По его словам, Джамшид (Джамшед), царь из первой иранской династии — Пешдадидов, систематизировал солнечный календарь и постиг тот день, когда Солнце, совершив годичный оборот, возвращается в первые минуты созвездия Овна. Правитель назвал этот день Наврузом и повелел отмечать этот праздник пышными пирами с обильными возлияниями вина.
Несмотря на подведение под торжества религиозной основы (по зороастрийским канонам, в день Навруза был создан мир), праздник сохранил связь с земледельческими обрядами. Празднование начала весны в день весеннего равноденствия символизировало вечное обновление жизни. Люди забывали о ссорах, прощали обиды, возвращали долги и начинали жить в мире и согласии, объединившись для общих благородных дел.
Предновогодние обряды и ритуалы начинались с появлением бутонов первых весенних цветов. Готовясь к празднику, хозяева приводили в порядок дом и стирали одежду. Люди ходили по домам с цветами и распевали песни, посвященные наступлению весны. В дом приглашали певцов, произносили пожелания для родных и гостей, угощали сладостями, дарили подарки.
Неделя перед Наврузом посвящалась душам предков. Их поминали, делая им подношения, просили помощи и защиты от бед в наступающем году. Не забывали и про гадания. Девушки просили суженного, а в праздничный вечер с наступлением Навруза подслушивали разговоры соседей, чтобы по разговору определить, насколько удачен будет наступающий год для тех, кто говорит и тех, кто подслушивает.
На новогоднем столе обязательно были зеленые ростки пшеницы или чечевицы, семь продуктов на букву «с» персидского алфавита, хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, сыр, крашеные яйца. Каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года.
Среди обычаев, оставшихся у некоторых народов от огнепоклонников, сохранилась традиция в новогоднюю ночь разводить костры на берегах рек, петь и плясать под аккомпанемент музыкальных инструментов, прыгать через костер и купаться, чтобы таким образом избавиться от болезней, несчастий и бедствий.
Навруз сохранил свою значимость и после завоевания Персии арабами и введения ими лунного календаря. В наше время праздник отмечают как в исламских странах Малой и Средней Азии, так и в Индии, где проживают поклонники Заратустры. В Иране к Наврузу приурочен традиционный период отпусков.
Древние славяне праздновали начало Нового года в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. За две-три недели до наступления дня весеннего равноденствия славяне поминали предков, а позже начиналась Масленица, символизировавшая завершение зимних холодов. Всю Масленицу люди пекли блины, пряженцы и оладьи, которые ассоциировались с Солнцем. Народ веселился и пировал: плясали ряженные, играли музыканты, устраивались кулачные бои и потехи.
Поворот солнца на лето
В Древнем Риме отмечали день зимнего солнцестояния — эта традиция пришла туда из Ирана. Там считалось, что в это время рождается солнечный бог Митра (некоторые его отождествляли с египетским Осирисом или вавилонским Таммузом). Постепенно римляне, у которых солнцеворот символизировал начало Нового года, ввели бога Митру в свой пантеон. Он стал символом справедливости и верности своему слову и карал тех, кто накануне наступающего года пытался уйти от уплаты долговых обязательств.
Для людей, населявших северные широты современной Европы, день зимнего солнцестояния был центральным в летоисчислении. Германские народы отмечали Йоль (Йол, Юл) — праздник поворота от тьмы к свету. Период, называемый Йольтайд, длился 12 дней и 13 ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, и символизировал период безвременья, в который боги вершат людские судьбы.
12 дней Йольтайда определяли 12 месяцев наступающего года. Первый день после него считался «днем судьбы» — все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло события наступившего года.
По различным данным, Йоль начинался за ночь до зимнего солнцестояния или в самую длинную ночь в году, называемую Матерью Ночью. В эту ночь рождения нового года, нового жизненного цикла открыты врата всех миров, властителями мира живых становятся духи, и души умерших поднимаются из Нижних миров. Даже злые духи в такой момент достойны уважения, приветствия и праздничного угощения.
Некоторые народы охраняли свои жилища от посещений духов, разводя костры и помогая тем самым вернуться Солнцу. Другие, наоборот, приглашали духов в дом, считая их своими предками, и делили с ними пищу. Для богов украшали елки и дома — все делалось для того, чтобы ублажить силы природы.
В традициях праздника и жертвоприношения богам, которые впоследствии были заменены ритуальными играми и танцами, а также обычай веселиться и дарить подарки — эти обряды совершают и поныне. До наших дней дошла традиция приготовления особого хлеба или пирога в форме кабана (это животное было принесено в жертву скандинавской богине Фрейе), называемого дословно «йольский кабан» (Julgalt), который хранят до весны, когда половину его отдают домашней скотине, а половину съедают сами, в надежде на хороший урожай.
Владыки Нового года
В самые темные и длинные ночи являлся людям дух холода, его представляли в виде самой могучей ели или маленького гнома. В виде невысокого старика с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой красно-белой одежде и с железной булавой в руках представляли верховного бога скандинавского пантеона Одина.
А древним италийцам являлся старец с длинной бородой и косой (посохом или жезлом власти) в руках — Сатурн; считалось, что он управляет смертью и требует жертвоприношений. В славянской мифологии у духа много имен: Трескун, Студенец, Мороз, Позвизд, Карачун…
В представлении кельтских племен дух носил оленьи рога, а у суоми его называли Йоулупукки (Joulupukki) — рождественский козел (когда-то в праздновании Йоля непременно участвовал такой рогатый персонаж, образ которого, по одной из версий, восходил к мистическим животным, запряженным в колесницу Тора. — Прим. ред.)
Скандинавская богиня Фригг (как и ее двойник из германской мифологии — богиня Хольда) спускалась в дом через дымоход и приносила людям подарки. Для нее в доме ставили священное дерево — ель, украшенную или дарами богине, или тем, что в достатке хотели получить в наступающем году.
Возможно, в архаичных мифах тюркских народов Сибири ель символизировала Мировое Древо. В мифах бурят есть мать Ульгень. Древние тюрки верили, что старец Ульгень (что означает «спящий под землёй» или «великий») сидит около ели, его непременные атрибуты — халат и густая белая борода. Злой и коварный, раз в год, в день зимнего солнцестояния, он становится добрым и выходит к людям, дарит им подарки. Ульгень приносит в дом ёлку — священное дерево, послание от древнего бога Йер-су. Около дерева всю ночь веселятся и водят хороводы.
Сам бог Йер-су вечно пребывает в центре Земли, как раз там, где, согласно легенде, расположен «пуп Земли» и растёт священная гигантская ель — самая точная копия Мирового Дерева. Возможно, во время Великого переселения народов пришедшие из Азии и осевшие в Западной Европе варвары принесли с собой и свою древнюю веру в мистический смысл ели и покровительство подземного старца.
В республике Марий Эл до сих пор празднуют Шорыкйол — неделю овечьей ноги. Этот праздник означает окончание зимних сельхозработ, люди готовятся к весне. Они совершают обряды для сохранения здоровья и благополучия в семьях, увеличения урожайности полей и поголовья скота. Во время праздника хозяева ставят снеговые «скирды», чтобы с избытком уродился хлеб; кормят кур конопляным семенем, чтобы несли больше яиц. Устраиваются гадания, народные гуляния с розыгрышами и переодеваниями.
За прошедшие тысячелетия древних духов и богов сменили другие пророки, на смену языческим религиям пришли христианство и ислам, попытавшиеся приспособить свои праздники под верования новообращенной паствы. Однако глубинный смысл праздников не изменился: боги по-прежнему рождаются зимой и воскрешают весной, чтобы после летнего солнцестояния потихоньку уйти во мрак, а потом возродиться снова.
Материал опубликован в декабре 2006 в проекте «Телеграф Вокруг света», частично обновлен в декабре 2023