Весьма глубокая и волнующая, на мой взгляд, тайна, обозначена этим именем —
Кубачи — поселок городского типа (а ранее аул) Дахадаевского района Дагестана ; сюда можно добраться автобусом из Дербента .
Сами кубачинцы именуют свой аул грозным именем Угбуг, что означает «убийцы, губители». Но, впрочем, имеется в виду не свирепость кубачинцев, а непобедимое кубачинское оружие. В Кубачи живут мастера, которым нет равных. Они исполняют любые тонкие работы с металлом, но их призванием, прежде всего, всегда было оружие и доспехи; но это не просто ремесло, а сакральное искусство, философия, если угодно — магия. Слава кубачинского оружия —
С VI века в арабских источниках упоминается название Зирихгеран. Это название на фарси означает «страна тех, кто делает доспехи», по-русски получается нечто вроде «бронники» или «кольчужники». Около 1467 года впервые упоминается имя Кубачи (или Гюбечи), слово это тюркское, означает «бронники, изготовители доспехов».
Все три имени аула и живущего в нем народа означают одно — ремесло. И в этом странность: получается, что кубачинцы — народ без древнего, исконного наименования.
Но есть еще одно имя, четвертое. Соседи (лакцы, кайтаги и лезгины) кубачинцев называют странно — пранг-капур, то есть
Первым о потомках европейцев на Кавказе
Опираясь на эти известия, в 1782 году в Кубачи добрались пасторы Грабш и Груль, миссионеры Церкви Моравских братьев. Они надеялись, что кубачинцы являются потомками немцев и чехов, воинов Яна Гуса и что они сохранили вероучение первых гуситов. Тщетно — ни одного гусита в ауле не нашлось.
В 1797 году в Кубачи побывал путешественник, учёный, романтик и мистик граф
В устных рассказах, которые были зафиксированы в Кубачи на протяжении XIX и XX веков, в целом повторялась одна и та же версия. Обычно говорится, что французов было сорок. Их вызвал из Франции то ли шах Ирана , то ли кумыкский шамхал из Тарки (ныне Махачкала). А сами пранги называли себя карбуки. Совсем рядом с Кубачи есть
Грузинский историк Лука Исарлов (1817–1893) в интереснейших «Письмах о Грузии» (1899) сообщил:
[В 1830-х годах] кобачинцы часто приезжали в Тифлис к католическому префекту, патеру Филиппу, как к французскому священнику, рекомендуя себя потомками франков. ... Они показывали патеру Филиппу старинные рукописи, писанные на пергаменте, объясняя, что эти пергаменты остались от их предков, франков, что религия их была того народа, на языке которого писаны эти пергаменты, сохраняемые ими, как святыни, хотя они сами стали уже мусульманами. Рукописи были писаны на латинском языке. Главноуправляющий барон Розен, к которому кобачинцы являлись часто, расспрашивал их через ... лезгинского переводчика. Он намерен был отправить к ним ... патеров ... для обращения кобачинцев в христианство; но это не состоялось.
Кубачинские предания равнодушно перешагивают через весьма важный вопрос: когда именно появились предки-пранги? Всё теряется в клубящихся туманах, обозначенных словосочетанием «очень давно». Но есть одно довольно точное свидетельство — в грузинских анналах. В своих «Письмах» Исарлов цитировал одну статью. Ее автор, историк Моисей Джанашвили, отыскал выписку из Дворянских списков царя Ираклия II (вторая половина XVIII века), где сообщается вот что:
Князья Чолакашвили происходят от генуэзских итальянцев... Одному из предводителей понравилось местечко Гемри в Дагестане, куда он и переселился со множеством народа; их теперь называют геноэлами (генуэзцами) и кобачи. Предводителя этих генуэзцев дагестанцы прозвали Чолага (буквально Левша). Но так как Чолага, имея множество баранты и рогатого скота, травил пастбища и стеснял местных жителей, то по этой причине, туземцы восстали против него, ограбили его и изгнали. Чолага со всем своим семейством по Дербентской дороге прибыл в Грузию, к царю Георгию в 1320 году. Царь Георгий принял его весьма благосклонно, так как сам Чолага и его предки много услуг оказали Грузии и царям ея; и по сей причине Царь утвердил их в княжеском достоинстве и подарил им имения в Кахетии.
Чолокашвили — одна из самых громких в истории Грузии фамилий. Это ветвь рода Ирупакидзе, родословная их древнее XIV века. Но никакого генуэзца Чолаги в их родословной нет. Вот почему это сообщение осталось без внимания. Заслуженно, — на первый взгляд. Кроме того, генуэзцы, черноморские негоцианты-мореплаватели, никогда не забирались в такие глубины Кавказа, хотя такие слухи и ходили . Осязаемых следов франков в Кубачи не найдено — ни лингвистических, ни археологических. На этом основании к началу ХХ века странное предание было презрительно отброшено академической наукой. На мой взгляд — слишком поспешно.
Все сообщения сходятся в одной позиции: франки пришли из Ширвана (в то время — Иран, ныне Азербайджан ), обосновались в Дербенте, но оттуда их изгнали. Затем франки углубились в горы. И вот что многое может объяснить: на какое-то время франки захватили власть в Зирихгеране. Именно потому они и утвердились в памяти кубачинцев как предки. Совсем недолго, но Кубачи и правда был франкским.
Итак, первые годы XIV века. Зирихгеран в тот момент был вольной республикой — джамаатом.
О том, каким был воинственным старый Кубачи, помнят и нынешние жители. По преданию, весь аул окружали страшной высоты и толщины стены, а над ними довлели кальа, — башни, круглые и многогранные. Было их (опять же, по преданиям) двенадцать. Сейчас можно найти следы пяти башен. Явственно над всем аулом еще высится только главная башня, Къунахъла калъа.
Ежегодно общее собрание Зирихгерана избирало семь старейшин. Это и было правительство, гражданское и военное. В это время, судя по всему, основная часть жителей Зирихгерана принадлежала к древней христианской Албанской церкви. Но вокруг уже смыкался ислам. Всего в десяти километрах по прямой находится Кала-Курейш, огромный высокогорный замок; в те времена — столица набирающего силу государства, Кайтагского уцмийства (Хайдак). Правитель кайтагских племен, носивший титул уцмий («знатный» по-арабски), вел род от арабов, прорвавшихся в эти края еще за четыреста лет до того. И, соответственно, Кайтагское уцмийство был опорой ислама в тех местах.
В ста километрах к западу, на Каспийском море , стоит древний город Дербент. Там правил ата-бек, наместник правителя Ширвана, достаточно сильной державы. В свою очередь Ширваншах был вассалом Иль-хана (такой титул носили повелители огромного в те времена Ирана). А Кайтагское уцмийство — вассал хана Великой Орды, кочующего по Волге .
Таким образом, крохотная республика оружейников оказалась к началу XIV века зажатой между двумя беспощадными гигантами: одна империя простиралась от Каспия до Индийского океана, а другая — чуть ли не до Ледовитого. Более того, можно считать, что эти империи — два крыла мировой державы, монгольской: и хан Великой Орды, и Иль-хан были потомками Чингисхана: с 1304 года в Иране правил
Жители Зирихгерана приняли ислам в 1305 году. О том, как это произошло, сведений почти нет. В начале прошлого века
Именно в эти годы и появились в Кубачи таинственные пришельцы. Ясно лишь, что они были воинственны, раз сумели захватить власть, и знатны, иначе гордый царь Грузии не принял бы их ко двору. Увы, пока что для нас кубачинские пранги-карбуки все еще безымянны и безлики.
В XIV веке в Европе было много тех, у кого были причины бежать за пределы христианской цивилизации, вглубь Азии . Весьма сильно искушение предположить, что кубачинские франки — тамплиеры , рыцари Ордена Христа из Храма Соломонова. Основная опора этой версии — это исход франков в Зирихгеран из Ирана. На этой позиции сходятся все известные записи предания о франках: они пришли из Ирана, потом обосновались в Дербенте и были оттуда изгнаны, а потому углубились в горы. Известно, что около 1307 года из-за сплетения восточных войн надолго прервалась древняя персидская дорога на Тебриз, с Запада — в недра Востока. И практически никто из европейцев не смог проникнуть так глубоко в Иран в то время. Кроме тамплиеров.
В первые годы столетия Иран решительно искал союза на Западе в противостоянии общему врагу. В 1306 году римский Папа принимал послов Иль-хана: шли переговоры о новом совместном крестовом походе. Орден Храма, непримиримый, все еще ведущий собственную войну на Востоке, был надежным союзником. Марсель Лобе в «Трагедии тамплиеров» утверждает: «В следующем [1300] году Жак де Моле вместе с госпитальерами принял участие в недолгом походе против мусульман, подготовленном татарским ханом Газаном. Жак де Моле возглавил один фланг татарской армии». О том же писал Филипп Грувелль (Philippe Grouvelle): « В 1300 их [тамплиеров] еще видели сражающимися в одной из армий Татар против Сарацин» (в книге Ph. G. Memoirs historiques sur les Templières. Paris, 1994).
В 1307 году началось уничтожение Ордена , и некоторые тамплиеры сумели бежать. В том числе бесследно пропали рыцари из восточных командорий, с берегов Адриатики и Эгеи . Вполне естественно, если некоторые из них воспользовались недавно проложенной Орденом тропой в глубины Востока.
И возможно, если присмотреться, можно найти следы кубачинских прангов. До сих пор близ аула находятся древние могилы — там, по преданию, лежат сорок батыров, которые погибли в сражении с шейхом Кала-Корейш. Все они из братства Ак Бильхон. Это явление совершенно особое для Кавказа, нигде, кроме как в Кубачи, неведомое. Ак Бильхон в современном произношении — «гуалла акь букьун»; то есть Союз Холостяков.
Их было всегда сорок. Они жили в Чабкъунна калъа (Чабкан-ци), Наступательной башне. Во время войн в Кубачи оружейники собирались в ополчение, но они всегда только обороняли аул. Батыры (батырте — «смелые») атаковали, преследовали, нападали из засад и в плен сдаваться права не имели. Старейшины отбирали в это воинское общество самых сильных и бесстрашных мальчиков, чаще всего с разбойничьими наклонностями. Война была не просто их профессией, а целью всей жизни. Они подчинялись строгим уставам и только после сорока лет могли жениться. Союз Холостяков окружало всеобщее боязливое почтение.
Даже в XIX столетии Ак Бильхон все еще сохранялся, правда,
И возможно, вот это странное, выжившее до ХХ рыцарское братство и есть единственное в Кубачи наследие пранг-капур, пришельцев с Запада.