Не стоит удивляться, если, пробираясь через дремучий лес на Княжьей Горке в
На радость императору
Первые люди появились здесь, в самом центре Ижорской возвышенности, несколько тысяч лет назад — во времена
Прибывший сюда царь-победитель Петр I (1672–1725) пришел в восторг, увидев десятки родников с чистейшей водой — сбывалась его мечта о русском Версале . Именно отсюда, с Ропшинских высот, он повелел проложить водоводы к
Хозяин царской преисподней
Желтая стена дворцового флигеля с унылыми заколоченными окнами нависает прямо над дорогой. Строение давно не используется, и сквозь крышу уже пробиваются тощие деревца. Снизу дом подпирает глухой непролазный бурелом. А в нем — дыра, уходящая, подобно кроличьей норе, вглубь земли. Но щербатая кирпичная кладка выдает творение рук человеческих. Ход ведет в подвалы флигеля. Таких помещений — больших, сумрачных, сводчатых — под ропшинской землей много, говорят местные диггеры.
Молва приписывает их происхождение именно Федору Ромодановскому. И неспроста: о нем в XVIII веке впоминали с неменьшим страхом, чем о Сатане . Ближайший сподвижник Петра I возглавлял
Что касается документальных свидетельств о том времени, то весьма любопытную характеристику дал Ромодановскому сам Петр I. «С дедушком нашим, как с чортом вожуся, а не знаю, что делать, — писал царь в 1713 году графу
Проклятие тестя
Казалось, что все изменится, когда в 1734 году в Ропше началось новое грандиозное строительство. К этому моменту имение уже принадлежало
Но не зря, видимо, шептала молва о проклятии, которое навлек жестокий генералиссимус на себя и на окрестные земли. Не зря владельцы этих мест изрыли здесь всё потайными подземными ходами. И неспроста местные юродивые, тыкая пальцем, твердили о печальной участи, которая ждет именитых особ, положивших глаз на Ропшинские красоты. В 1741 году, сразу после дворцового переворота, совершенного
Черный ангел рока
Черты фирменного стиля знаменитого архитектора — стройные белые колонны коринфского ордера — и сегодня гордо несут треугольный классический портик. Но это все, что осталось от убранства дворца. Вот уже почти два десятилетия колонны эти окружены строительными лесами. Сегодня наследие неудавшейся реставрации само превратилось в руины и грозит рухнуть на голову излишне любопытному исследователю. Впрочем, не будем забегать вперед.
В безмятежном и благостном состоянии Ропша пребывала недолго. Через 20 лет, в июне 1762 года, сюда привезли несчастного и измученного дворцовыми интригами императора
Сквозь злополучную спальню, в которой был задушен император, теперь во весь свой исполинский рост растут осины. Время от времени, когда непогода совсем лютует в трещинах стен, сверху с шорохом сваливаются остатки лепнины. Дух захватывает, когда представляешь, что видели и слышали за эти столетия стилизованные лепные львы карниза на бывшем втором этаже. Двое из них ещё кое-как держатся на выщербленном кирпиче. Все остальное — парадная лестница в холле, гигантские балки перекрытий — все это не выдержало пожаров и людского равнодушия и, обрушившись, теперь зарастает травой, пробившей даже каменные полы.
Вот и как тут не верить в проклятие места, когда сын Петра III, император
Неотвратимая стандартность истории
Но и на этом ропшинская земля, пропитанная недобрыми легендами, не успокоилась. Последним владельцем этого дворца был Николай II (1868–1918). Император приезжал сюда с семьей на отдых, занимался в обширных угодьях охотой и рыболовством — к тому времени в прудах вовсю разводили форель. В редких архивах можно найти фотографии, на которых супруга Николая II, императрица
Дальнейшая история типична для всех усадеб и дворцов, уцелевших в молохе революции. В войну в Ропше хозяйничали фашисты. В парке они устроили настоящий укрепрайон, изрыв все траншеями и нашпиговав минами. А попутно занимались выносом того, что недорастащили большевики. Во время бегства немцы дворец подожгли. Победители его восстановили, но идея использовать здание под военные нужды советским властям понравилась — и во дворце разместили 3-й отдельный батальон химзащиты. В левом крыле располагалась дежурка и кинозал, в правом — спальни для офицерского состава.
До недавнего времени в кустах рядом с дворцом можно было найти вход в один из подземных ходов — местные жители вспоминают, как в 60-х годах девчонки из поселка пробирались по нему прямиком к потайной лестнице на второй этаж, к солдатам. Лестница вела в царскую спальню, где в послевоенные времена был устроен армейский кинозал. Сегодня единственное помещение во дворце, где не рухнул потолок — это солдатский туалет. Перекрытия в этом жизненно необходимом зале сделали, подобно бункеру, из армированного бетона. И символично, что прямо под ним, в подвальном помещении сегодня устроили свое капище какие-то сатанисты или сектанты: в низком и сыром погребе всюду расставлены десятки свечей, на полу разложен то ли коврик, то ли шкура какого-то животного, на стене красной краской выведены непонятные простому смертному символы.
Что-то такое сжимается внутри от ощущения непоправимости и безвозвратности, которым встречают нынешние руины ропшинского дворца. Что-то заставляет сердце биться сильнее — и больнее — когда идешь мимо груды кирпичей, бывшей когда-то дивным фонтаном-рушником. Когда достаешь из портфеля распечатки фотографий столетней давности, где на парадном крыльце, украшенном цветочными клумбами, в белых платьях стоят императрица Александра Федоровна и три девочки — дочери последнего русского императора.
Отсчитываешь восьмую сверху ступеньку, встаешь точно туда, где стояла супруга Николая II. И тогда совершено отчетливо чувствуешь — тени, о которых так много говорят в этих местах, не такая уж и выдумка. Ропшинская земля до сих пор говорит голосами тех, кого давно смели и разметали ураганы истории государства Российского.