В наши дни всё более популярным становится пренатальное воспитание: развивать и обучать ребёнка начинают ещё до его рождения. Так, беременные женщины прикладывают к своим животам наушники, в которых звучит музыка Моцарта . Считается, что это способствует раннему развитию интеллекта младенца и прививает ему тягу к прекрасному. Долгое время вопрос о том, может ли маленький человечек в мамином животе слышать «наружные» звуки, оставался скорее философским, чем научным, поскольку решить его точными методами не представлялось возможным. Что же известно современной науке о слуховых способностях эмбрионов и влиянии звуков на их развитие?
Эмбрион, эмбрион, как слышите? Прием
Современная эмбриология утверждает, что с седьмой недели начинает формироваться евстахиева труба, а на девятой неделе у эмбриона уже сформировано наружное ухо — его можно увидеть во время ультразвукового исследования (УЗИ). Но косточки в среднем ухе начинают окостеневать только с восемнадцатой недели. Полностью ухо формируется примерно к двадцать четвёртой неделе.
Плод находится в водном окружении, к тому же внутри материнского тела. Такое окружение играет роль фильтра низких частот, то есть системы, успешно пропускающей низкие частоты и приглушающей высокие. Вспомните, в каком виде до нас долетает громкая музыка, которую включил сосед — сплошные басы, звук оглушается. Примерно так же слышит музыку плод, только к музыке ещё прибавляется многочисленные «внутренние» звуки — стук сердца матери, урчание её пищеварительного тракта, приглушенный голос, звуки её дыхания и движений.
В настоящее время учёные точно знают, что на девятнадцатой неделе
Чтобы убедиться, что плод способен воспринимать звуки и реагировать на них, изучают различные показатели. Например, используют прибор, позволяющий записать электроэнцефалограмму маленького слушателя. С помощью ультразвукового исследования следят за движениями тела, головы, рук и ног. Также подсчитывают частоту сердечных сокращений и снимают электрокардиограмму.
Группа профессора Джеймса (
Аналогичные результаты получили канадские ученые из Королевского университета (
Младенец не только слышит, он запоминает звуки: у плода существует краткосрочная память; при повторении одного и того же стимула ребенок начинает реагировать на него более вяло. Также имеются доказательства существования долгосрочной памяти, сохраняющей информацию и после рождения. Поэтому сейчас модно употреблять термины «пренатальное развитие» и «пренатальное обучение» — полагают, что опыт пренатальных звуков может
влиять
на звуковые предпочтения ребенка после рождения, а также на его развитие.
Во многих экспериментах используют следующую схему. Новорожденных обучают, что если они будут «высасывать» определенный ритм, то будут слышать голос матери. Если они сосут в другом ритме, им дают прослушивать голоса других людей и песни. В подобных исследованиях множество раз было продемонстрировано, что новорожденные очень быстро обучаются «высасывать» нужный ритм, чтобы слышать предпочтительные звуки — голос матери. Значит, новорожденные узнают этот голос — голос, который они слышали ещё до рождения.
Также неоднократно было показано, что звуковые последовательности, с которыми ребенка познакомили до рождения, у новорожденного
Упомянутый выше Уильям Залленбах сравнил две группы новорожденных — с одними мамы только разговаривали, с другими разговаривали и давали слушать музыку. В первой группе было 58% новорожденных с «позитивным поведением» — тех, которые не плакали без причины, сравнительно легко успокаивались, хорошо ели. Во второй группе таких детей оказалось 90%.
Ультразвуковые исследования помогают наблюдать за реакцией плода на звуковые раздражители. После двадцатой недели развития плод начинает двигаться под музыку интенсивнее, а в последний триместр беременность может даже «танцевать» — вращаться в такт музыке и ритмично двигаться. Фото: |
Данные относительно памяти плода сильно отличаются. Профессор Питер Хэппер (
Что касается музыки Моцарта, её расслабляющий и даже лечебный эффект наблюдается, в частности, при различных стрессовых ситуациях (в научных статьях эти свойства называют
Несомненно, один из главных вопросов, интересующий всех — исследователей и родителей — какое влияние слова и музыка в эмбриональный период оказывают на развитие ребенка после рождения. По этому вопросу единства среди ученых нет. Так, группа сотрудников Королевского университета (
Между тем, многие ученые уверяют, что пренатальная музыка оказывает позитивное влияние как на развитие музыкальных способностей ребенка, так и на его сенсомоторное, языковое, эмоциональное, социальное и физическое развитие. Так, было показано, что музыкальная стимуляция в течение беременности способствует быстрому развитию у детей моторных навыков, таких как способность сидеть и ходить.
Группа профессора Марии Хосефа Лафуэнте Беначес (
Ещё в 2002 году в «Британский журнал музыкального образования» (
И противники и сторонники теории подчеркивают, что добиться объективных данных по этому вопросу методологически крайне сложно. Дети отличаются темпераментом, они воспитываются в уникальной среде. Так проходит год, три, пять. Не слишком ли смело утверждать, что некоторые дети садятся или начинают говорить раньше именно потому, что внутриутробно слушали музыку?
Куриные мозги растут от ситара
Исследователи, которые верят в развивающее действие музыки, задались вопросом: с какими изменениями на клеточном и молекулярном уровне это может быть связано. Объективные данные легче получить в экспериментах с животными, поскольку опытная и контрольная группа отличаются только по одному изучаемому показателю — опытная группа слушает музыку. В остальном животные живут в одинаковых условиях.
Например, существует целая серия исследований ученых из Индийского института медицинских наук (
Жаль, что исследователи не догадались проследить, чем же «музыкальные» куры после рождения будут отличаться от прочих. Сотрудники медицинского факультета
Группа ученых из Токусимского университета (
Пока не разработана оптимальная схема прослушивания музыки плодом. Экспериментаторы работают с разными музыкальными направлениями и громкостью. Отличается и способ прослушивания — либо мать сама слушает музыку, звучащую рядом, либо к животу прикладывают специальные наушники. Многими исследователи подчеркивают важность состояния матери в период «музыкотерапии». Существует мнение: если будущая мама сама не вслушивается в музыку и не находится в состоянии релаксации, не будет никакого воздействия и на плод.
Многое остается невыясненным, часть данных вызывает сомнение из-за некачественной статистической обработки результатов, малого количества обследованных и некорректных методов исследований. В частности, из-за того, что при наблюдении за развитием ребенка экспериментаторы во многом вынуждены верить родителям на слово, а те не всегда объективны к своим чадам. Некоторые авторы склонны критиковать и опровергать важность «музыкотерапии». Это, однако, не мешает коммерческим компаниям, специализирующимся на производстве детских товаров, выпускать CD-диски с подборкой мелодий для детей в пренатальный период. Фирма «Памперс», например, выпустила подборку, в которую входят первая часть до-минорной Симфонии № 5Бетховена, «Танец с саблями»