В издательстве Гарвардского университета (Harvard University ) только что появилась новая книга двух профессоров — американца Лорена Грэхэма (
С идеями профессоров Грэхэма и Кантора согласны не все — и среди российских математиков у них есть свои оппоненты. Однако есть повод заново обдумать, как связаны имена и числа перед лицом бесконечности.
Что за цифра там на пряжке?
Детский стишок Маршака начинается на удивление точно:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной пряжке,
В синей форменной фуражке…
В некоторых, совершенно ошибочных редакциях тот же текст передается иначе: «С цифрой „пять“ на медной пряжке…». Ошибка тут в том, что «пять» — это не цифра, а слово, а вот «5», как у Маршака, именно цифра. И V — тоже цифра, хотя и другая. Нас не должно удивлять, что одно и то же число может быть записано и словами, и цифрами.
А ещё бывает школьный розыгрыш: 10 — это сколько? Суть розыгрыша в том, что при
В отличие от цифр, которых совсем немного, число чисел неисчислимо (прошу прощения за каламбур), поскольку для любого числа есть ещё большее — достаточно добавить единицу. Это правило, интуитивно очевидное, было даже включено в определение натурального ряда и получило название аксиомы Пеано в честь сформулировавшего его итальянского математика Джузеппе Пеано (
Философские проблемы дают себя знать, когда внутри одной бесконечности вдруг обнаруживается другая. Например, выбирая среди всех чисел только четные, мы снова получим бесконечную последовательность 2, 4, 6, … Для того, чтобы не путаться с бесконечностями, математики стали говорить о множествах и мощностях: множество натуральных чисел, хотя и бесконечно, равно по мощности множеству четных. Это следует из существования простого правила, устанавливающего связь между этими двумя множествами: достаточно разделить на 2 любое четное число или умножить на 2 любое натуральное, чтобы убедиться во взаимной однозначности этого правила.
Похожее правило — только немного более сложное — взаимнооднозначно связывает натуральные числа и со всеми простыми дробями. Иначе говоря, простые дроби тоже можно перенумеровать. А значит, и множество рациональных чисел имеет ту же мощность, что и множество рациональных, то есть и эти две бесконечности «равны» друг другу. Так, может быть, бесконечность едина и все бесконечные множества в этом смысле всегда «равны» друг другу? Но нет: во-первых, иррациональные числа перенумеровать невозможно — и это множество оказывается «больше», чем множество натуральных чисел, — а во-вторых, для любого множества можно построить «большее».
Немецкий математик-изгой
Оба эти утверждения доказал немецкий математик Георг Кантор (
О том, что континуум можно считать множеством точек, стало известно незадолго до Кантора, но он смог доказать это еще раз, сумев «перенумеровать» все точки прямой — точнее, единичного отрезка. Только в роли «номеров» в этом случае выступают не натуральные числа, а бесконечные последовательности цифр. Достаточно даже просто нулей и единиц (если считать, что каждый «номер» записан в двоичной системе): множество дробей вида 0,100010100111… полностью воплощает в себе множество всех рациональных чисел вместе с иррациональными от 0 до 1. Однако из теории Кантора следовало и нечто большее: его «алефы» позволяли нумеровать точки, для которых прямая слишком коротка (отсюда и название трансфинитные — то есть находящиеся «за бесконечностью»).
Идеи Кантора стоили ему больших несчастий. Многие из его коллег нашли в теории «алефов» не просто множество математических парадоксов и несуразностей — это было бы полбеды. В рассуждениях Кантора просматривалась его глубокая религиозность и желание постичь «Абсолют». По мере того, как он развивал свою теорию, у него все больше разлаживались отношения с начальством по университету в городе Галле , и от нее отказывались даже те математики, которые поначалу отнеслись к ней восторженно. Центром математической мысли в конце XIX века была Франция , но двое ведущих французских математиков Шарль Эрмит (
К концу века на самого Кантора все чаще нападают приступы депрессии . Постепенно становится очевидно, что речь идет о серьезном заболевании — маниакально-депрессивном психозе. Эмиль Борель (
Вопрос закрыл ещё один авторитетный математик — Жак Адамар (
Число Бога
Первые одиннадцать лет своей жизни создатель теории множеств провел в Санкт-Петербурге . Однако климат этого города оказался слишком вредным для его отца, и в 1856 году вся семья перебралась в значительно более благоприятный климат Франкфурта-на-Майне . Изучение естественных и технических наук осуществлялось юным Кантором в самых разных городах Европы — от Дармштадта до Цюриха — и сопровождалась вполне ожидаемой борьбой с родителями, с большей радостью видевших в своем ребенке инженера, а не математика с явными философскими склонностями. Однако постепенно Георг преодолел их сопротивление и, как уже говорилось, очутился в университете Галле.
Свои философские взгляды он определял формулой «умеренный аристотелевский реализм», однако в них явственно угадывается платонизм пифагорейского толка. Актуальная бесконечность, выраженная трансфинитными числами, занимает у него промежуточное положение между конечным и бесконечным абсолютно — то есть божественным. Понимая, что такая постановка вопроса может быть с большей вероятностью близка философам, а не математикам, главное свое сочинение «Математически-философский опыт в учении о бесконечном», он и адресовал скорее философам, чем математикам:
[Я подразумевал] двоякого рода читателей — с одной стороны, философов, которые следили за развитием математики вплоть до новейшего времени, а с другой — математиков, которые знакомы с важнейшими фактами древней и новой философии .
И такого рода читателей он нашел — у себя на родине. Неудивительно, что ими оказались, в первую очередь, также платоники пифагорейского толка и христианские мистики. Самый, пожалуй, известный из них у нас сейчас —
В этом же смысле мы можем сказать, что могущество Божие актуально-бесконечно, потому что оно, будучи определенным (ибо в Боге нет изменения), в то же время больше всякого конечного могущества .
Метафора эта вовсе и не была метафорой в глазах самого Флоренского, для которого особой границы между теологией и математикой даже не подразумевалось. А кроме того, то религиозно-философское направление, которое Флоренский развивал в начале ХХ века, постулировало, что «имя Божие и есть сам Бог». Но имя это само по себе представляло бесконечное множество имен, включающее и числа.
Прощай, Лузитания!
В 1900 году Флоренский поступил на
Уход из математики не означал для Флоренского ухода из математического сообщества. Среди наиболее близких ему людей оставались
Очень часто судьбу науки в меньшей степени определяет успех в решении задач, а в большей — правильный их выбор. Кто знает, какие доводы приводит сам себе математик, убеждая себя взяться за решение одной из них, и не браться за решение других. В случае Егорова и Лузина, по мнению Лорена Грэхэма и Жан-Мишеля Кантора, принципиальную важность имели их религиозные взгляды и способность увидеть за игрой в наименования далекие математические перспективы. Философские идеи Кантора, так сильно затруднившие принятие его математики в странах Западной Европы и, прежде всего, в рационалистической Франции, сыграли прямо противоположную роль в России, где существовала противоположная — мистическая — философская традиция.
Конечно, это утверждение довольно трудно доказать, и к нему следует относиться как к красивой и по своему продуктивной, но все же гипотезе. Его уже подвергли критике — вероятно, вполне справедливой — и наши математики, и наши философы. Но даже как гипотеза картина, предложенная западными исследователями, весьма привлекательна: за «серебрянным веком» российской поэзии и вообще искусств наступает «ренессанс» философии, ему на смену приходит «золотой век» математики. Потом, конечно, все проходит, вся красота если и не гибнет, то, по меньшей мере, калечится: в 31-м расстреливают Егорова, вскоре после этого открывается дело против Лузина, лишь чудом он избегает застенка, но каток репрессий не щадит его учеников… И все же воспоминание о красоте в прошлом остается, и созерцание её рождает уверенность — она была не случайной.