Много лет молчали французские ученые, которым еще в 1976 году поручили исследовать и «излечить» заболевшую мумию фараона Рамзеса II, поврежденную микрогрибками и гнилостными бактериями.
Папирусы сообщают о Рамзесе II немало подробностей. Древнеегипетские летописцы не скупились и на воспроизведение пышных титулов обожествляемого владыки — «могущественный из могущественных», «великое Солнце великого Египта»...
В энциклопедиях можно прочитать, что правил он в XIII веке до нашей эры, много воевал, в основном с хеттами. После смерти его мумию перевезли в заранее приготовленную скальную гробницу в пещерном храме близ Абу-Симбела на берегу Нила. Но там Рамзесу II недолго довелось пользоваться «вечным покоем». В эпоху правления следующей династии фараонов его усыпальницу основательно потревожили грабители. Перепуганные подобным «богохульством» жрецы перенесли мумию в надёжный подземный тайник. Но засекреченное место все же было найдено, правда, спустя более двух тысяч лет.
В 1871 году в гробницу проникли любители легкой наживы и быстро распродали на местном базаре найденные там украшения, папирусы, статуэтки богов и богинь. Сама мумия лишь семь лет спустя попала в руки египтологов. Ученые тогда же определили, что состояние останков фараона внушает тревогу. До 1914 года Рамзес прошел несколько курсов «лечения».
В 1976 году фотограф Каирского археологического музея, уже много раз снимавший мумию, заметил на стекле витрины какие-то коричневые пятна. Немедленно сделали анализ. Стало ясно, что внутрь витрины прокрались современные микроорганизмы. И Рамзес II попал во Францию на реставрацию. Начались консилиумы специалистов разного профиля. Фараону прописали в первую очередь «душ» из жестких излучений изотопов. Не избежал он и курса инъекций антибиотиков.
Остановимся подробнее на этапе исследований. Палеоботанику Мишелю Леско позволили взять пробы из льняных бинтов, вынутых из брюшной полости бывшего правителя Египта. На бинтах виднелись пылевидные следы каких-то растений.
Французский ученый работал с микроскопом, используя точные анализаторы, спектрографы и определители аминокислот. Большинство растений оказались известными. Их всегда употребляли при бальзамировании внутренних полостей царственных особ. Но возникли и «ребусы». Например, измельченный черный перец. Хотя его и обнаружили впервые, но особо не удивились. Горошинки перца, как и другие пряности, могли попасть в Египет из стран Дальнего Востока после сложных путешествий по древним торговым путям. Ведь находили же в бальзамах (правда, более поздних эпох) следы представителей флоры и более отдаленных районов планеты, например измельченные листья эвкалиптов.
Но вот другая новость оказалась совершенно неожиданной. Среди кусочков льняной ткани Мишель Леско обнаружил пылинки... табака. Подобное не могло не озадачить исследователя. Ведь табак родом из Америки. В Европу он попал лишь в XVI веке. Еще позже с ним познакомились страны Северной Африки. Ученые совершенно уверены, что древние египтяне не курили. Профессор Пари лично уселся за приборы, попросил ассистировать ему авторитетных коллег и протоколировать каждое мгновение эксперимента. В конечном протоколе был снова зафиксирован алкалоид из листьев табака. Он имелся во всех слоях бальзама. Профессор Пари подключил к решению «табачного ребуса» египтологов, попросил их поискать в древних рукописях хоть какие-нибудь сведения о табаке. Увы! Жрецы держали рецепты своих бальзамов в строгом секрете, составные части их обозначали хитроумными значками, смысл которых до сих пор не расшифрован. Может, там есть и «знак табака», как знать...
Но реакция профессора, прекрасно знавшего антисептические свойства никотина, была однозначной: он запретил упоминать слово «табак» в научных описаниях операций с мумией Рамзеса II. Более того, настоятельно рекомендовал ученым из своей группы не пытаться отыскивать следы табака в других мумиях.
Негласному запрету подчинились, но между собой исследователи продолжали обсуждать «шарады и ребусы» из XIII столетия до нашей эры. Постепенно у них сложилось несколько гипотез, с которыми и было решено выступить на страницах парижского журнала «Наука и будущее».
Суть первого предположения сводилась к следующему: мумия вовсе не Рамзеса П. Ведь имя фараона египтологи определили лишь сто лет назад по надписи на саркофаге. На самих останках не нашлось прямых свидетельств их «божественного происхождения». Табак мог попасть на льняные бинты во время многочисленных перемещений и других метаморфоз времен XIX века.
Эту гипотезу вскоре отбросили сами же исследователи. Мишель Леско смог доказать, что никотин был непременной частью бальзамирующих смол: алкалоид явно древнего происхождения. Словом, египетские жрецы, несомненно, знали свойства как черного перца, так и табака.
Однако табак до открытия Америки не рос в странах Средиземноморья. Факт бесспорный! Порывшись в старых книгах, Леско нашел сведения, что растения из семейства пасленовых, содержащие в своих листьях никотин, встречались ботаниками на островах Тихого океана близ Австралии. Следовательно, египтологам необходимо заново поразмышлять о географических направлениях торговых связей Древнего Египта.
Еще одна гипотеза связана с именем Тура Хейердала, в 1970 году пересекшего Атлантику на папирусной лодке, конструкцию которой он срисовал со стены одного из храмов в дельте Нила. Норвежский путешественник и этнограф нашел поразительное сходство между ступенчатыми храмами ацтеков и пирамидами египтян.
Быть может, древние египтяне все-таки побывали в Америке и сами же доставили табак в Африку?
Г. Малиничев
По материалам зарубежной печати