Великое географическое предприятие
Перед вами старинная карта и карта-схема северных маршрутов Второй Камчатской экспедиции первой половины XVIII века.
Первая Камчатская экспедиция работала в 1725—1730 годах. Одно из основных ее достижений — открытие пролива между Азией и Америкой. Начальник этой экспедиции капитан-командор Витус Беринг после ее окончания был поставлен во главе новой — Второй Камчатской экспедиции (1733—1743 гг.). В плане экспедиции было много поистине грандиозных задач. Обследование Сибири и северо-восточных окраин Азии, отыскание Северного морского пути, плавание к берегам Америки и Японии, установление — через Тихий океан — контактов с владениями европейских государств на Американском континенте, описание морского берега от Архангельска до Японии и даже организация морского плавания на Дальний Восток вокруг Африки или Америки.
Обширность поставленных задач побудила одних ученых называть вторую экспедицию Беринга «Сибирско-Тихоокеанской», других — «Сибирской». Подчеркивая размах исследований экспедиции на Севере, ученые часто говорят о Северных отрядах Второй Камчатской экспедиции. Отсюда и еще один термин — «Великая Северная», столь популярный в наше время. Однако во времена Беринга экспедиция обычно именовалась Второй Камчатской.
Обе экспедиции — подвиг русских моряков и всего народа. Работа Первой и Второй Камчатских экспедиций продолжает привлекать внимание исследователей. В архивах хранится множество еще не изученных документов, которые могут немало рассказать об этом великом географическом предприятии и о людях, его совершивших.
Кропотливый поиск приводит к удивительным находкам. Находки эти подчас меняют наши представления не только о характере наших далеких предков, но даже об их именах. Предлагаемый читателям очерк Д. Романова — пример такого поиска с неожиданными результатами...
В нем пойдет речь о людях, работавших в Северных отрядах Второй Камчатской экспедиции.
Получа дозволение осмотреть архив Государственного Адмиралтейского Департамента, приступил я к оному с восторгом и надеждою открыть много любопытных рукописей и не ошибся в ожидании моем» — так писал более полутора веков назад Василий Берх, первый историк русского флота. Те же самые чувства испытал и автор этих строк, когда приступил к поискам архивных материалов о героях Великой Северной экспедиции.
Толчком к поиску послужили вот какие обстоятельства. На уроках географии в школе ученики нередко спрашивали меня: «На карте есть море Лаптевых, берег Прончищева, мыс Челюскин, бухта Марии Прончищевой — кто были эти люди?» Увы, кроме сухих данных — в какой экспедиции участвовали, какой точки достигли,— сообщить было нечего. Не могла помочь и литература. Биографические сведения о первопроходцах почти отсутствовали. Вот что сообщали научные труды и справочники о Василии Прончищеве: «Прончищев Василий (ум. в 1736 г.)... Никаких биографических сведений о его предшествовавшей (то есть до участия в экспедиции.— Д. Р.) деятельности до сих пор не найдено». Даже отчество неизвестно! То же самое о многих других: «Скуратов Алексей (XVIII в.)...» «Сухотин Иван (XVIII в.)...» «Ртищев Василий (XVIII в.)...» Что касается Алексея Чирикова и Семена Челюскина, то к середине 1960-х годов были известны лишь их отчества и скупые, отрывочные факты служебной биографии.
Восемнадцатый век... Век рациональный и суровый. Все подчинено разуму, логике, воле и... инструкции. Никаких чувствований — в литературе даже слово «любовь» отсутствовало, его заменяло слово «привязанность», имевшее тогда какой-то жесткий, отнюдь не лирический оттенок.
Может быть, поэтому лет двадцать назад, когда я только приступал к своим исследованиям, первопроходцы Арктики представлялись мне суровыми аскетами, абстрактными носителями мужества, упорства, фанатичного исполнения служебного долга. Вспомним, что в литературе к имени Челюскина накрепко пристали слова «суровый полярный штурман»...
Но так ли это? Взглянем, к примеру, на портрет лейтенанта Дмитрия Овцына. На нас смотрит юное, доверчивое и искреннее лицо. Да нет, конечно же, у каждого из них был свой характер, свои мечты, и жили они не только инструкциями Адмиралтейств-коллегий. Однако где они родились, из каких семей происходили, как воспитывались? Можно ли узнать об этом два с половиной века спустя?
...План был такой: во время отпуска ознакомиться наудачу с документами Тульского архива. В наших местах есть населенные пункты Челюскино, Прончищево, Лаптево (Ясногорск) — не связаны ли они с именами первопроходцев? Офицеры русского флота, думал я, в большинстве своем были дворянами, следовательно, надо порыться в родословных книгах Тульского областного архива: вдруг там обнаружится кто-нибудь из «моих» мореплавателей? А потом уже я предполагал основательно поработать в Ленинграде, в Центральном архиве Военно-Морского Флота.
Удивительнее всего, что первые находки последовали в первый же день работы в архиве. Просмотр списка древних тульских родов поверг меня в изумление — в нем значились Чириковы и Челюскины, Прончищевы и Лаптевы, Скуратовы и Овцыны, Елагины и Чекины, Ртищевы и Сухотины...
Конечно, то, что я обнаружил эти фамилии, еще не означало, что все отважные первопроходцы были туляками: представители каждого рода могли жить и в других губерниях. Но все-таки начало вселяло надежду.
Первым, на кого я «наткнулся», был Иван Сухотин. На ветвях родословного древа увековечено 14 моряков из рода Сухотиных, среди них и Иван Михайлович — с указанием на то, что в 1730-х годах он служил в Обской экспедиции, то есть в отряде Малыгина-Скуратова, где был командиром бота «Второй». В краткой биографической справке о нем сообщалось следующее: «1715 — поступил в Морскую академию, 1718 — отчислен из академии за «предерзостное поведение» и направлен рядовым матросом на флот (к слову сказать, из архивного дела видно, что принадлежал этот матрос к богатому роду, владевшему многими имениями и тысячами душ крепостных крестьян), 1725 — мичман, 1733 — лейтенант»... А дальше следует вот какая запись: «1733 октября 3 разжалован в матросы до выслуги за брань, будучи на корабле, на командующего капитана Бранта и в назывании оного вором». Этим вина лейтенанта не исчерпывалась: «за безвинное битье в пьяном виде сержанта и боцмана». Тут уж ни прибавить, ни убавить. Какой там аскет!
Не за буйный ли нрав отправил его Малыгин из Югорского Шара обратно в Архангельск на аварийном судне «Обь» в 1735 году?
Забегая вперед, скажу, что буйным нравом характеристика Сухотина не исчерпывается. В архиве флота в Ленинграде хранятся судовой журнал Сухотина и карта Западной Арктики, составленная «з жюрналу и обсервации лейтенанта Сухотина». В плавании 1735 года он (уже амнистированный) с поразительной тщательностью произвел съемку берега от Архангельска до Югорского Шара, островов Моржовец и Колгуев. На карту нанесены устья 67 речек (у каждой свое имя), глубины в 144 пунктах, мели, кошки и так далее. Во множестве пунктов определены магнитное склонение и широта. И все это за два с половиной месяца, из которых почти месяц судно отстаивалось в укрытиях из-за штормов или льдов. Неоднозначен человек!
Иван Михайлович Сухотин прослужил на флоте почти полвека, выйдя в отставку в чине капитан-командора в 1763 году.
...Следующим «обнаружился» Алексей Скуратов — Алексей Иванович. Предок его, Иван Скуратов-Вельский, брат Малюты, правой руки
Ивана Грозного, служил «по Туле» засечным головой и строил крепости (Иван Грозный сам приезжал принимать крепость Малиновые Ворота, по соседству с Ясной Поляной), за что пожалован был вотчиной в селе Журавине Чернского уезда. В этом селе провел детство и последние годы жизни Алексей Скуратов. До наших дней там сохранилась церковь, построенная им в память об успешном завершении первого плавания вокруг Ямала.
Алексей Скуратов был одним из первых выпускников Морской академии и на экзаменах показал столь прочные знания, что был оставлен при академии для обучения «детей». Совершенствовался в науках во Франции.
Навигацкая школа и Морская академия, любимые детища Петра, были самые передовые и прекрасно организованные учебные заведения. Но порядок в них держался на крутых мерах. При поступлении на учебу каждый, в том числе и Скуратов, давал такую подписку: «А буде он (имярек) от школьного учения самовольно отбудет и за то повинен он жестокова наказания ссылкою на каторгу. К сей сказке руку приложил...» Прикладывали руку мальчики 12—13 лет! Как тут не вспомнить слова Пушкина о том, что распоряжения Петра «нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом». Об условиях жизни и учебы свидетельствует сам Петр, обнаруживший, что 85 учеников академии «за босотою и неимением дневного пропитания» месяцами не ходили на занятия, а 55 гардемаринов «кормились вольною работою».
А вот еще два штриха, характерных для того времени. В журнале Скуратова содержится подробное описание трудных сентябрьских дней 1738 года, когда на обратном пути в Архангельск боты «Первый» и «Второй» на подходе к Карской губе попали в сложную ледовую обстановку и получили тяжелые повреждения. «В сих сутках,— записано в журнале,— как от ветру нагнало воды больше обычного, то лед нажимал на берег так сильно, что льдины ставило, а в море воды ничего не видно». Через несколько дней ветер сменился на южный, льды отступили, открыв пространство чистой воды. С огромным трудом моряки сняли боты с мели и отвели на более глубокое место. Однако ночью ветер опять изменил направление, льдина срезала якорный канат на боте «Первом», корабль понесло ветром и стало бить об лед. Когда стало светать, то увидели, что все кругом забито льдом. «Первый» находился в катастрофическом положении: льды разбили форштевень, руль, наружную бортовую обшивку. Скуратов приказал покинуть полузатонувший корабль и выгружаться на берег. Бот «Второй» пострадал меньше, его удалось подтянуть к берегу. Общими усилиями двух команд «Первый» был также подтянут к берегу и спасен от гибели.
В разгар работы по спасению кораблей, доставке грузов на берег и оборудованию аварийного лагеря «наехал» солдат Мезенцев с «указом»: немедленно доставить в Пустозерск штурмана Великопольского для дачи показаний по делу лейтенантов Муравьева и Павлова, которые перессорились между собой и с подчиненными. Измученный штурман тут же отправился в неблизкий путь (500 верст на оленях). Дело кончилось тем, что злополучных лейтенантов разжаловали в рядовые «за многие непорядочные, нерадетельные, леностные и глупые поступки».
В том же 1738 году в Петербург был доставлен в кандалах лейтенант Дмитрий Овцын — на него поступил донос, что во время зимовки в Березове он встречался со ссыльными князьями Долгорукими и говорил «злые и вредительные речи против императрицы Анны Иоанновны»...
В числе «найденных» в Туле оказался и Василий Алексеевич Ртищев, родом из деревни Кутуково Каширского уезда. Он прослужил на Севере почти сорок лет, занимая должности от штурмана судна до главного командира Второй Камчатской экспедиции и командира Охотского порта. Правда, на старости лет первооткрыватель восточного Сахалина был уволен в отставку «за слабостию и нераспорядительностию»...
Работа в Тульском архиве грозила приобрести характер бесконечный и весьма далекий от событий Великой Северной экспедиции. Родословные, ревизские «сказки», писцовые книги...
Пора было ехать в Ленинград. Впереди ждал архив флота — судовые журналы, старинные карты, пожелтевшие документы, хранящие до наших дней ледяное дыхание Арктики и горячие помыслы упрямых первопроходцев.
В Ленинграде поиски начал с Василия Ртищева. По описям и каталогам не составило большого труда разыскать нужные документы. Чтение небольшого по объему журнала бота «Иркутск» показало, что изучением его фактически никто не занимался. Подробности страшной зимовки 1735—1736 годов нигде в литературе не отражены.
Когда держишь в руках вахтенный журнал с записями Ртищева, охватывает волнение, которое трудно передать словами: это живой, говорящий участник далеких событий! Еще больше поражает карта нижнего течения Лены — она вычерчена тушью в студеном зимовье на реке Хараулах, при свете тусклого коптящего светильника, среди умирающих от цинги людей. Двое ее авторов — Дмитрий Баскаков и Осип Глазов — умерли за этой работой, третий — Василий Ртищев — остался жив, расписался на карте и вписал в ее титул имена умерших товарищей.
Впечатления от журнала и карты были настолько сильными, что я написал рассказ «Хараулахская трагедия». Его поместили в газете «Маяк Арктики» (Тикси), а позднее в сборнике «Полярный круг». Публикация рассказа имела неожиданное последствие: комсомольцы Тикси решили соорудить памятник на месте зимовки «Иркутска». Вскоре бетонный обелиск с венчающей его моделью парусника был установлен при впадении реки Хараулах в море. Позже на памятнике закрепили плиты с фамилиями всех 36 моряков, погибших в ту зиму. Плиты изготовили и доставили участники Тульской полярной общественной экспедиции во главе с Ю. П. Черноротовым. К немногим памятникам в Арктике добавился еще один...
Может показаться, что архивные поиски вести несложно, что они похожи на чтение книг в библиотеке, где имеются каталоги и аннотации, что достаточно, мол, терпения. Однако это, конечно, не так.
Для восстановления биографии Василия Прончищева потребовалось много раз выезжать в Ленинград и работать не только в архиве флота, но и в других архивах. С чего и как начинать? Если б было известно отчество Василия Прончищева, то дело обстояло бы проще: в Центральном историческом архиве в Ленинграде хранятся полные родословные, по ним, зная имя и отчество, можно выяснить многое. Неужели среди документов Великой Северной экспедиции нет ни одного, где бы лейтенант Василий Прончищев упоминался по отчеству?
Но, увы, таких документов не нашлось ни в рапортах Беринга, Челюскина и самого Прончищева, ни в инструкциях Адмиралтейств-коллегий, ни в судовых журналах. Везде он назывался одинаково: «лейтенант Василий Прончищев». Я просмотрел списки личных дел учащихся Навигацкой школы и Морской академии — личного дела Василия Прончищева там не оказалось.
Но недаром говорится: кто ищет, тот найдет. Просматривая все новые и новые описи, я увидел, что в фонде адмирала А. И. Нагаева значится дело под названием «Списки гардемарин, окончивших Навигацкую школу. Экзаменации по навигации, сферике, фортификации. Рапорты о назначении гардемарин на суда». Начав листать это дело, я глазам своим не поверил: все выпускники названы по имени и отчеству! Вот если б здесь оказался Прончищев...
И он действительно оказался в этом списке, хотя найти его фамилию оказалось не так-то просто. Мало того что документ написан крайне небрежным, трудно читаемым почерком — на фамилию Прончищева еще попала клякса. «Василей Васильев сын Про...» — дальше прочитать я не смог. По моей просьбе пригласили эксперта по палеографии. Эксперт долго разглядывал документ и наконец произнес: «Здесь написано Прончищев». Итак, Василий Васильевич!
В этом же деле я нашел еще ряд документов, по которым устанавливались основные факты учебы и службы Прончищева до отправления на Север: год поступления в Навигацкую школу— 1715, год окончания школы — 1718, гардемаринская практика на Балтийском флоте и сдача экзаменов в Морской академии — 1718—1724, направление на службу в Астрахань — осень 1724, производство в подштурманы — 1727, сведения о специализации по астрономии и даже о выдаче обмундирования.
Теперь можно было отправляться в исторический архив. Дело калужских дворян Прончищевых нашлось быстро. В нем имелась подробная родословная, из которой следовало, что Василий Васильевич Прончищев являлся пятым, младшим сыном стольника и ротмистра Василия Парфеновича Прончищева, имение которого находилось в селе Богимово (Тарбеево) в Тарусском уезде. Места эти мне знакомы: в 12 километрах от Алексина, на речке Мышеге. Итак, первые, основные биографические сведения о Василии Васильевиче Прончищеве выяснены! Дополнение их новыми деталями было, как говорится, уже делом техники...
Гораздо сложнее оказался поиск сведений о его жене. В литературе ее называли Марией. Она — первая в истории полярная путешественница — стала героиней легенд, стихотворений, романов, кинофильмов, произведений живописи. Создан прекрасный поэтический образ юной женщины, сопровождавшей мужа в полярном плавании и умершей вслед за ним от горя.
В действительности о ней было известно до обидного мало. Документально установлено, что жена командира дубель-шлюпки «Якуцк» Василия Прончищева участвовала в полярном плавании 1735—1736 годов. Василий Прончищев умер 29 августа, его жена — 12 сентября 1736 года. Вот и все. Могила супругов Прончищевых в устье реки Оленек сохранилась до наших дней.
Работая с документами отряда Прончищева, я обратил внимание на некоторые странные обстоятельства, связанные с именем жены Прончищева. В вахтенном журнале «Якуцка», хранящемся в архиве флота в Ленинграде, имеются краткие записи о болезни, смерти и похоронах жены Прончищева, но в этих записях она не называется по имени. В других документах экспедиции — даже в рапорте штурмана Челюскина, в рапорте Беринга о смерти Прончищева, в списках погибших — она не упоминается совсем. Объяснение этому могло быть только одно: женщина попала на судно «незаконно», вопреки известной морской традиции. Взял ли Прончищев жену самовольно или с разрешения Беринга, сообщить об этом в Петербург — значило вызвать расследование в Адмиралтейств-коллегий.
Но в таком случае откуда известно, что ее звали Марией? Когда это имя появилось в литературе? Первое упоминание о полярной путешественнице удалось обнаружить в журнале
«Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие» за 1758 год. Участник экспедиции Г. Ф. Миллер посвятил несколько строк жене капитана, «которая из страстной к нему привязанности с ним путешествовала». Но имени опять нет. Тщательный просмотр всей дореволюционной литературы о Великой Северной экспедиции дал те же результаты: жена Прончищева нигде по имени не упоминалась.
При обсуждении этого вопроса в Московском филиале Географического общества СССР было высказано предположение, что имя Прончищевой почерпнуто из надписи на могильном кресте в устье Оленека. Пришлось заняться историей этой надписи. Оказалось, что в 1875 году, когда экспедиция А. Чекановского нашла крест, прочитать надписи на нем было уже невозможно: на столбе (без перекладины) различались лишь отдельные, вырезанные славянской вязью буквы. То же записал Э. Толль, посетивший могилу почти двадцать лет спустя. Но в наши дни, по заверению полярников, на кресте есть перекладина с надписью: «Памяти славного Прончищева и его жены Марии». Когда наконец фотокопия надписи была доставлена в Тулу, то выяснилось, что на перекладине есть «автограф» тех, кто сделал эту надпись: «Ленек, гидрограф, эксп. 1921 г.»
Ленской гидрографической экспедицией 1921 года руководил известный полярный исследователь Н. И. Евгенов. В Ленинграде я разыскал его вдову, Наталью Николаевну. Она прислала выдержки из дневника мужа и фотографию могилы, сделанную в том году. Выяснилось, что еще в 1913 году Н. И. Евгенов участвовал в экспедиции Б. Вилькицкого, которая открыла на восточном берегу Таймыра неизвестный большой залив и назвала его бухтой Прончищевой Марии. Евгенов считал это имя само собой разумеющимся.
Нужно было обращаться к архивам экспедиции Вилькицкого. В поиск включались все новые люди: географ A. В. Шумилов, гидрографы С. В. Попов и Б. П. Водопьянов, студент МГУ B. В. Богданов. Выяснились вещи удивительные. Надпись на карте «бухта Марии Прончищевой» впервые появилась в 1941 году! В литературе имя жены Прончищева впервые названо Евгеновым в 1929 году. В архивах Вилькицкого имя жены Прончищева не упоминается нигде. Наконец пришли к выводу, что имя Мария — результат случайной ошибки картографов. В 1913 году экспедиция Вилькицкого назвала именем Прончищевой мыс у входа в неизвестную бухту. Надпись «М. Прончищевой» (мыс Прончищевой) была воспринята картографами как «бухта М. Прончищевой». А затем кто-то из картографов, ссылаясь на надпись на карте, превратил «М» в «Марию». Круг замкнулся. Но как же звали первую полярную путешественницу в действительности? Можно ли два с половиной века спустя найти сведения о женщине, ни имя, ни отчество, ни девичья фамилия которой неизвестны?
Оказалось, что можно. В начале апреля 1983 года я получил телеграмму от Валерия Богданова: «Ее звали Татьяной!»
Как же молодой исследователь установил это?
Работая в Центральном архиве древних актов, он обнаружил в поместной книге города Алексина челобитную от 28 февраля 1754 года, в которой Анна Федоровна Кондырева, жена капрала лейб-гвардии Преображенского полка Василия Незнанова, просила разделить между нею и ее братом имение сестры своей Татьяны, «морского флота лейтенанта Васильева жены Прончищева». Далее она сообщала, что «сестра Татьяна с мужем отлучились в дальние, имеющиеся за Сибирью, городы... и оные сестра моя и муж ее ныне где обретаются, и живы ли или померли, о том подлинного известия я не имею».
Дальнейшие поиски привели Богданова к выяснению биографии Татьяны Прончищевой. Будущая полярная путешественница родилась в 1713 году в селе Березове Алексинского уезда в семье стряпчего Федора Степановича Кондырева. Мелкопоместный дворянский род Кондыревых известен в тульском крае с 1563 года, когда Иван Грозный пожаловал Кондыревых землями в Алексинском уезде (в Тульском архиве сохранилась даже жалованная грамота Ивана Грозного). Отец будущей путешественницы был среди тех соратников Петра I, которые закладывали новую столицу России и строили первые верфи для молодого Балтийского флота.
В 1712 году Петр I выделил Федору Кондыреву земли на острове Котлин. После окончания Северной войны царь обязал многих дворян переселить свои семьи на новые земли. В 1721 году семья Кондыревых переехала на Котлин. Здесь, в Кронштадте, Татьяна Кондырева провела часть своей недолгой жизни, здесь познакомилась с будущим мужем — подштурманом Василием Прончищевым. Свадьба их состоялась 20 мая 1733 года в одной из тульских деревень. Василий получил отпуск и медовый месяц провел с женой на родине и в Москве. Этот месяц, однако, не был беззаботным — молодой чете предстояла вскоре дальняя экспедиция.
В дальний путь с Прончищевым отправилась и его молодая жена. В тот год ей было 20 лет...
С каждым годом становится известно все больше и больше о полярных Колумбах XVIII века — «птенцах гнезда Петрова», воспитанниках его Морской академии.
Пополнились сведения о Семене Челюскине, биография которого раньше обрывалась годом выхода в отставку — 1756. Тот же Валерий Богданов, ныне сотрудник редакции районной газеты в городе Истре, нашел в документах о помещичьих землевладениях сведения о том, что по выходе в отставку Челюскин проживал в деревне Мишина Поляна Белевского уезда и умер в ноябре 1764 года. Документы, подтверждающие это, обнаружил также Н. М. Чернов из Москвы.
Изучением материалов Великой Северной экспедиции занимаются многие полярные историки. В. А. Троицкий, работая на Таймыре, обследовал места, связанные с деятельностью первопроходцев, и сделал ряд интересных находок: им обнаружены остатки зимовья отряда X. Лаптева на реке Блудной, развалины маяка Челюскина на мысе Фаддея. На основе архивных документов Троицкий восстановил географические открытия отряда Прончищева — Лаптева и внес исправления в морские карты. Ему же удалось найти в Игарке, у старого лоцмана, копию XVIII века с исчезнувшей карты Прончищева.
И. В. Глушанков из Ленинграда еще в конце 60-х годов установил важные факты биографии Прончищева. Он же выяснил происхождение и место рождения Харитона Лаптева (деревня Пекарева близ Великих Лук), собрал интересные материалы о других участниках экспедиции и обобщил результаты своих поисков в книге «Навстречу неизведанному».
Костромской историк-краевед А. А. Григоров собрал материал о Д. Л. Овцыне, который оказался родом из костромских мест. Сотрудник Тульского архива Н. К. Фомин установил, что родовое имение Чириковых, перешедшее по наследству великому мореплавателю, находилось в селе Аверкиевском Тульского уезда. Плодотворную работу по изучению биографии В. Беринга ведет географ А. В. Шумилов.
Но история Великой Северной экспедиции еще не дописана. В ней остается немало «белых пятен». Поиски продолжаются.
Д. Романов, действительный член Географического общества СССР
г. Щекино Тульской обл.