Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Что сокрыто в «пустой руке»?

20 июня 2007Обсудить
Что сокрыто в «пустой руке»?

Ничто не действует так на воображение, как явления, отнесенные к разряду «таинственных», будь то летающие тарелочки, телекинез или система хатха-йога.

К этому списку можно, пожалуй, добавить и каратэ. Скудость информации об этой разновидности борьбы породила вокруг каратистов ореол загадочности и даже всемогущества. Во многом это объясняется обилием чтива на Западе, обещающего превратить любого человека в «супермена атомного века», если он пройдет курс каратэ. До недавнего времени такое положение было и с дзю-до. Сейчас о дзюдоистах говорят без придыхания, обходясь обычными спортивными терминами.

Изучение приемов этой борьбы, освоение методики тренировок привели к тому, что заморская диковинка, по слухам, обладавшая чудодейственным эффектом, заняла причитающееся ей место в длинном перечне спортивных дисциплин.

Кстати, соприкоснувшись с нашей отечественной системой самбо, дзюдоисты поняли, что имеют дело с серьезным противником. Сейчас в Японии создана федерация самбо. Происходит взаимное обогащение различных систем борьбы. Уверен, что через некоторое время займет свое обычное место в спорте и каратэ.

В каратэ нет ничего выходящего за рамки человеческих возможностей. На Олимпийских играх в Токио японский борец вольного стиля К. Абэ пригласил нас с Александром Медведем посмотреть тренировку каратистов. Это было интересно. Больше двух часов мы наблюдали за отработкой приемов. Это, конечно же, не была никакая «разминка для убийц». Наше убеждение таково: это оригинальный, но все-таки спорт. Одна из ветвей раскидистого древа борьбы.

Александр Иваницкий, чемпион мира и Олимпийских игр в Токио по вольной борьбе

Осенью минувшего года в Токио состоялся Первый чемпионат мира по каратэ. Он начался торжественной частью в десять утра, а к трем часам пополудни жюри уже успело раздать призы. В каратэ все происходит быстро.

В интервью со спортивными журналистами сенсей Сасакава сказал, что возглавляемая им Всеяпонская федерация каратистов насчитывает миллион человек. В остальных странах зарегистрировано около пятисот тысяч членов. Поразмыслим над этими цифрами: полтора миллиона обладателей разряда по каратэ, много это или мало? Если учесть почти полную неосведомленность публики по части каратэ, это много.

Действительно, что такое каратэ? Ответа на вопрос не дают самые крупные энциклопедии, начиная с БСЭ и кончая Большим Брокгаузом, Британской энциклопедией и Большим Ляруссом. Придется обратиться к художественной литературе. Насколько мне удалось установить, первое упоминание о каратэ промелькнуло в романе Виктора Финка «Иностранный легион»: «...каратэ — это вид драки ногами, популярный среди преступного мира средиземноморских портов». Как видим, отнесение этого занятия к спорту было бы весьма сомнительным.

Или вот цитата (с сохранением стиля подлинника):

«Темной и грязной портовой улицей шел маленький японец. Он старался держаться как можно ближе к стенам домов и с готовностью уступал дорогу пьяным здоровенным матросам. Однако, несмотря на его старания, один из матросов, проходя с друзьями, толкнул его. Японец ударился о стену дома. Быстрым движением он почистил рукав и кинулся вдогонку за обидчиком.

— Извините, сэр, — вежливо обратился маленький японец к матросу. — Вы зацепили меня и чуть не сбили с ног.

— Ну так чего же ты хочешь? — спросил здоровила, не останавливаясь.

— Я хочу, чтобы вы извинились.

Но матрос рассмеялся и пошел дальше. Японец снова догнал его, и тут матрос не выдержал. Он замахнулся и... пролетев несколько метров, упал на мостовую. Его товарищи в первое мгновение остолбенели, но потом накинулись на японца. Некоторое время слышались глухие удары, выкрики, и вот на мостовой осталось несколько неподвижных тел, а японец, поправивши галстук, пошел дальше».

Этот отрывок взят из вступления к руководству по самообороне, выпущенному в 1902 году в Петербурге. Книга озаглавлена «Быстрейший способ стать непобедимым». Надо сказать, рекламные зазывы типа «как стать непобежденным» встречаются не только в изданиях начала века. Ими пруд пруди в любом современном западном иллюстрированном издании. Коммерция «непобедимостью» идет бойко. Но мы поведем, конечно, речь не о ней.

Начнем сначала. Каратэ родилось на Востоке. Первые документальные сведения о каратэ, вернее об одном из его предков, появились в 720 году в средневековой японской хронике «Нихон Соку» («Душа Японии»). В ней, в частности, рассказывается о состязаниях по борьбе без применения оружия. Однако истоки каратэ теряются в глубине веков. Еще три тысячи лет назад в одном из княжеств Индии начала развиваться система борьбы, основанная на воздействии на болевые точки противника. С распространением буддизма странствующие монахи занесли эту систему в Китай. Вскоре эта борьба под названием кемпо распространилась по всему Центральному и Юго-Восточному Китаю.

Попав в Японию, кемпо начало вторую жизнь. В стране издавна культивировались народные виды борьбы. Древняя легенда говорит, что даже появление самой Японии связано с борьбой сумо: японцы получили право жить на своих островах только после победы бога Такемидкадзути над вождем враждебного племени в борьбе сумо. Но правильнее считать, что каратэ развилось на острове Окинава из синтеза кемпо и древних японских национальных видов борьбы.

В XIV веке император велел провести на Окинаве «катана гари» — «охоту за мечами» — поголовное разоружение местного населения. (В последующие 300 лет «катана гари» производились регулярно.) Ни один местный житель под страхом смерти не имел права носить оружие. Разумеется, эти ограничения не касались самураев — членов дворянских боевых дружин местных феодалов. Каждый самурай ходил опоясанный двумя мечами и без лишних раздумий пускал их в ход. Между прочим, клятва верности самурая скреплялась оригинальной печатью разового использования — к тексту прикладывался свежеотрубленный кусочек мизинца левой руки... Можно представить, как самурай относился после этого к простому народу. Поэтому было бы странно, если бы в народе рано или поздно не развилась система самообороны против вооруженного противника.

В конце XIV века началась подготовка к восстанию. Так как все кузнецы находились под наблюдением княжеских шпионов, у крестьян не было реальной возможности выковать достаточное количество оружия. Были срочно организованы подпольные школы, где под наблюдением инструкторов молодежь обучалась искусству рукопашного боя, впоследствии получившего название окинава-тэ, то есть «руки Окинавы».

Судя по сохранившимся описаниям, методика тренировок с тех пор не претерпела особых изменений. Крестьяне проводили долгие часы в лесу, пытаясь ударом ноги или ребром ладони переломить сначала сухие ветки и молодые деревца, а потом и сравнительно толстые стволы. Они сбегали с крутых гор, уклоняясь резкими движениями головы и корпуса от веток, тренируя таким образом свою реакцию. Они отдыхали, разминая в пальцах вязкую глину, чтобы отработать «мертвую хватку». Они часами подпрыгивали с грузом на плечах, чтобы улучшить прыгучесть, и, разумеется, упорно разучивали приемы борьбы. Результаты не замедлили сказаться. Во время последовавшего затем восстания ученики подпольных школ неизменно выходили победителями в единоборстве с вооруженным самураем.

Самураи по достоинству оценили окинава-тэ. Оно даже было включено в бусидо — комплекс, регламентирующий поведение самураев. Теперь самурай наряду с искусством фехтования — кендо, умением владеть копьем — нагината обязан был изучать приемы самообороны. И вот главное: в клятву самурая с этого времени был включен пункт о неразглашении тайны приемов. Изучение борьбы становится недоступным для простого народа. Строжайше запрещалось посвящать в тайну иностранцев. Как тут удивляться, что в Европе поползли слухи о некоем фантастическом «секретном оружии» самураев.

Надобно отметить, что создание комплексов самообороны — заслуга не одних японцев. У многих народов были воины и герои, умевшие побеждать вооруженного противника голыми руками. По преданию, афинского героя Тесея приемам борьбы обучала сама богиня Афина. Центральными состязаниями на древнегреческих Олимпийских играх были схватки бойцов-панкратийцев. (Панкратий означает — «все — борьба».) Однако у панкратия была одна особенность. Руки бойцов утяжелялись особыми приспособлениями. Естественно, в панкратий непременно должен был сложиться комплекс приемов, учитывающих нежелательность получения даже одного удара. Это же положено в основу всех без исключения приемов каратэ.

Цели бойца-панкратийца и крестьянина с Окинавы совпадали. Действительно, многочисленные фигуры на вазах, просмотренные мною в собраниях Эрмитажа, Лувра и Ватиканского музея, изображали борцов панкратия в позах, в которых угадываются в чистом виде приемы каратэ.

Аналоги каратэ можно проследить не только в Греции. В Скандинавии для разрешения своих споров древние викинги устраивали дуэли без оружия, так называемый «простой бой» — схватку голыми руками до смертельного исхода. С раннего детства викинги приучались бегать, не уступая в скорости лошади. Викинг-бьерсьерк (или бьерсьеркер) сражался невооруженным и не прикрывал тело броней, а голову шлемом. В таком случае он должен был в совершенстве владеть системой самозащиты. Вот как описывается в одной из саг схватка викингов: «Эгиль отбросил щит и меч и бросился на Атли. Атли упал на спину бездыханный...» («Сага об Эгиле», песнь XV).

Однако в позднем средневековье эстафета прервалась. Действительно, что мог поделать даже самый совершенный мастер борьбы против закованного в броню рыцаря? Япония же никогда не знала цельных панцирей, поэтому приемы каратэ были действенны против самурая, фехтующего даже двумя мечами.

Примерно в XVII—XVIII веках из каратэ выделились джиу-джитсу и дзю-до. В японской спортивной историографии так описывалось возникновение дзю-до. Любитель и знаток борьбы, врач Акаяма Широбеи сидел в задумчивости у себя в саду. Его отвлек громкий треск — под тяжестью слоя снега сломалась толстая ветка вишни. А соседняя ветка, прогнувшись, сбросила с себя излишний вес снега и выпрямилась неповрежденной. Широбеи вскочил и, если верить учебнику, произнес сакраментальную формулу, легшую в основу дзю-до: «Сначала поддаться, чтобы потом победить».

В дзю-до нет опасных для жизни приемов. Комплекс дзю-до включает броски, подсечки, захваты. Джиу-джитсу, по сути дела, мало чем отличается от дзю-до. Здесь только добавляется воздействие на болевые точки. Для занятий дзю-до нет нужды в тяжелейшей нагрузке, связанной с тренировкой в каратэ. Дзю-до пришлось по вкусу нарождающемуся классу буржуазии. К концу XIX века многочисленные школы дзю-до совершенно вытеснили каратэ. Секреты его приемов ревниво хранились лишь отдельными поклонниками.

Возрождение каратэ связано с именем жителя Окинавы Фунакоши. Между прочим, само название каратэ, что означает «пустая рука», придумано именно им.

В чем заслуга Фунакоши? Ведь при всей своей компетентности он не выдумал ни одного приема; впрочем, он на это никогда и не претендовал. Фунакоши сгруппировал, классифицировал н составил в определенной последовательности самые эффективные приемы древних систем самообороны. Но главное, он увязал основные движения тансабаки — искусства финтов и уклонов — с возможностями каратэ. Прежде ни один из видов борьбы не давал возможности сопротивляться нескольким нападающим. Система Фунакоши позволяет отражать одновременное нападение пяти-семи вооруженных противников.

...Наша машина останавливается возле серого одноэтажного здания — бывшего склада запасных частей к мотоциклам. Его, наскоро перестроив, превратили в тренировочный зал одной из токийских школ каратэ. Спортсмены снимают свои европейские костюмы и облачаются в груботканые кимоно. Служитель вручает каждому пару деревянных колышков. У одного колышки подлиннее и потолще — это уже не новичок; у других совсем коротенькие и со шляпкой. Перед тренировкой спортсмен должен вбить полученные колышки торцами ладоней в землю. Только после этого можно приступить к разминке.

Зал оборудован деревянными брусьями различной толщины. Некоторые из них вкопаны в землю, другие на шарнирах подвешены к потолку, третьи закреплены на стенах. Часть из них обернута матами из рисовой соломы, остальные отполированы до зеркального блеска бесчисленными ударами ног и ладоней. В течение получаса необходимо «обстукать» все снаряды для закалки ударных частей тела. Необходимо в сумасшедшем темпе проделать все движения, так как от снаряда к снаряду спортсмены передвигаются по цепочке. Задержка у одного из снарядов вызывает такой же затор, как на современном предприятии у конвейера. Работать вполсилы не имеет смысла. Во-первых, это будет немедленно обнаружено ассистентом и наказано ударом бамбуковой палкой; во-вторых, изучено, что только такая интенсивная тренировка позволит затем усложнить упражнения. Отставший потеряет много времени на повторный курс, а месяц обучения в школе стоит больше, чем целый семестр в университете.

Но вот наконец последний снаряд — макивара; при ударе по нему необходимо резко уклониться в сторону, иначе коварный макивара, разогнувшись, легко может сбить с ног. Первая часть разминки закончена. Теперь начинается каскад акробатических трюков, прыжков, кувырков и переворотов.

Спортсмены, как шары в кегельбане, катятся друг за другом по 30-метровой узкой дорожке со скоростью бегущего человека, с интервалом 3—5 метров. При секундной задержке на дорожке немедленно образуется куча мала.

Оценить эти упражнения можно через неделю-другую. К этому сроку вырабатывается необходимая координация движений, без которой невозможно приступить к изучению приемов.

Через 20 минут акробатическая разминка окончена. Пора переходить к следующему комплексу. Отработка хвата и закаливание пальцев. Тряпичная груша туго набита песком. Щипок, тычок... Щипок, тычок.. И так до бесконечности. Хлопок. Сенсей (профессор) хлопает в ладоши. Как?! Прошло всего 10 минут? Да, можно переходить к последней части разминки — вернее, специального подготовительного комплекса.

Прыжки на одной ноге, отмашка другой. Звучит вполне безобидно, но попробуйте попрыгать так хотя бы пять минут. Через десять минут, когда кажется, что нога, на которой прыгаешь, превратилась в деревяшку, а другая вот-вот оторвется в коленном суставе, поступает команда сменить ногу.

Сенсей — 60-летний старик — неподвижно, как Будда, поджав под себя ноги, сидит на небольшом возвышении. Его лицо совершенно бесстрастно, движения важны и замедленны. Ассистенты подходят к нему с бесконечными поклонами и приседаниями. Через них он передает свои указания.

Пять минут — на смену кимоно, три минуты — на составление пар. Начинается разучивание приемов. Саднят ладони и ступни; к спине невозможно притронуться; ноги в коленях дрожат. Впрочем, через месяц-другой к нагрузкам привыкаешь, а основная часть тренировки — разучивание приемов — утомляет меньше. Все движения повторяются вслед за ассистентом. Барабан отбивает такт. Движения спортсменов легки и стремительны. Тренировка похожа на темпераментный танец.

Каждому удару соответствует свое строго регламентированное положение корпуса и ног. Каждое положение обеспечивает максимальную силу и резкость удара. А сила удара тренированного каратиста такова, что, не испытывая особых болевых ощущений, он способен проломить кирпичную стенку.

Барабан ускоряет теми. Поворот — удар, прыжок — удар...

Подобные ежедневные тренировки продолжаются в течение 1,5—2 лет. Только после этого при наличии определенных способностей можно быть допущенным к экзамену на получение 1-го дана. К этому времени надо знать и уметь выполнять с соблюдением всех тонкостей 150 приемов. Но этого еще недостаточно. Каратэ включает в себя основную часть таисабаки — искусства финтов и обманных движений, которое требует особой тренировки. Ведь каратэ в основном направлено против вооруженных нападающих. Но и это еще не все. Каратист должен уметь наилучшим образом освободиться от захвата. Этому искусству обучает система айки-до.

Но вот вы усвоили весь необходимый материал, и наступил день экзамена. В раздевалке возбуждение и толчея. Вспоминается давно забытая атмосфера институтских сессий. Выкликают вашу фамилию. Коллеги хлопают по спине, поплевывая через плечо, чтобы не сглазить, постукивают (довольно громко) по деревяшкам.

В зале непривычная тишина, только урчат кондиционеры. За столами квалификационная комиссия. В каратэ существует десять данов, или разрядов. Председатель — сенсей — обладатель 7-го дана, члены — обладатели 3, 4-го данов. Сенсей — ученик самого Фунакоши. За все время обучения я впервые слышу его голос. Несмотря на обращение к нему на весьма сносном японском, отвечает он, невообразимо перевирая слова, по-английски. Этим он хочет подчеркнуть свое недоверие. Сенсей — ученик старой школы, когда считалось, что только японец может усвоить приемы каратэ.

Сенсей делает знак ассистенту, и тот передает долгожданный пояс 1-го дана. Теперь еще должно последовать утверждение федерации каратэ, но это простая формальность.

Однако предстоит еще одна неприятная процедура. Всех специалистов по каратэ, начиная с 1-го дана, в обязательном порядке регистрирует полиция.

Итак, у вас 1-й дан. Что же дальше? Если вы решите продолжить занятия, то увидите, как сменится к вам отношение. Во-первых, группа сократится до 10—12 человек, во-вторых, тренировки будет вести сам сенсей. И наконец, тренироваться можно два-три раза в неделю всего по полтора-два часа. Плата за занятия уменьшается в несколько раз; некоторые даже не платят совсем... В чем же дело? Все объясняется очень просто. Каждый спортсмен, начиная с 1-го дана, имеет право участвовать в соревнованиях. При этом обязательно объявляется название школы. Великолепная реклама! Если спортсмен победит, то название школы объявляют еще раз.

Во время крупных соревнований городская жизнь замирает — вся Япония сидит у телевизоров. В эти дни по нескольким каналам показывают только соревнования.

...Противники располагаются друг против друга на ковре на расстоянии 3—4 метров, обычно на коленях, иногда стоя. Арбитр командует: «Хаджи-ме!» — и спортсмены бросаются друг к другу.

Но тут предвкушающих кровавое зрелище ожидает разочарование. Согласно 26-му пункту действующих международных правил запрещается наносить или имитировать удары в жизненно важные центры, наносить удары пальцами. Победа присуждается по очкам. «Условный удар» фиксируется судейской коллегией при легком касании противника рукой или ногой. «Условная атака» — при осуществлении определенного числа шагов вперед, заставив тем самым отступить противника. Схватка проходит корректно и спокойно. Если спортсмен потеряет самообладание, то немедленно будет отстранен от соревнований. Спортсмен же, нанесший один-единственный опасный удар, рискует пожизненной дисквалификацией. Ведь каратэ, как вы помните, означает в переводе «пустая рука». У спортсмена она должна быть прежде всего «чистой рукой».

Р. Каценбоген

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения