Исправлять свое тело, в том числе и внедрением в него инородных предметов, человек начал очень давно. В этом деле он перепробовал множество способов от татуировок и рубцевания до трепанации черепа. Между такими крайностями находится еще один, в меру болезненный вариант: прокалывание кожи, мышц или хрящей, расширение проколотых отверстий и вживление в них разнообразных имплантатов. Это и есть пирсинг, весьма распространенный как в древности, так и сегодня.
Самая известная и безопасная разновидность
пирсинга
прокалывание ушей и ношение сережек. Сложно установить, когда и где изобрели этот способ. Известно, что в эпоху бронзы он уже был широко распространен. Бронзовые серьги, пролежавшие в земле пять тысячелетий, находят в женских и мужских погребениях степного пояса Евразии. Впоследствии люди не расставались с этой традицией. Серьги в ушах носили короли и пираты, цыгане и туземцы. У редкой женщины в наши дни не проколоты уши.
Носовую перегородку аборигены Папуа Новой Гвинеи прокалывают во время обряда инициации, который сопровождается пищевыми запретами и временной изоляцией от племени
Народы традиционных культур подходили к этому виду пирсинга весьма изобретательно. Этнографы оставили нам множество прямо-таки устрашающих описаний. Тамилы Южной Индии , проколов уши ребенку, начинали расширять отверстие, вставляя туда тяжелые предметы до тех пор, пока мочки не достигали плеч. Сходным образом поступали коренные жители Соломоновых островов в Меланезии и мужчины африканского племени ндоробо. Индейцы-ботокуды Южной Америки внутрь, под кожу, нижней губы вживляли деревянный диск, отчего на лице появлялся «клюв». Аборигены Калимантана вставляли в уши увесистые украшения, а заодно выщипывали брови и ресницы, просверливали верхние резцы, делали в них медные заклепки, потом эти зубы чернили и затачивали.
Также принято прокалывать ноздри и носовую перегородку. Многие жители Индии и сейчас вешают в нос изящные сережки. Южноамериканские индейцы миранья с реки Жапура использовали в качестве носовых колец нечто вроде втулки как знаки отличия своего племени. Доходило до того, что женщины носили целые цепочки втулок, и им приходилось откидывать их за ухо, чтобы те не мешали работать. В Африке женщины из племен джур и мору могли одновременно пронизать носовую перегородку, ушную раковину и верхнюю губу. Женщины суданского народа нуба иногда украшали отверстия в нижней губе кварцем.
Перфорация языка трезубцем, воплощающим огненную стихию Шивы, часть аскетической практики верующих. Женщина идет в храм Самайяпурам (штат Тамилнад, Индия), чтобы почтить богиню Мариамман
У большинства южноамериканских индейцев существовал обычай делать отверстия в самых разных частях лица, но чаще всего в носу, ушах и нижней губе. В дырочки продевали деревянные или бамбуковые палочки, свернутые листья, а в торжественных случаях полые косточки маленькой птички с протянутыми сквозь них перьями. Иногда в нижнюю губу вставляли крупную втулку из дерева, смолы, камня или металла.
И конечно, надо упомянуть ацтеков, которые в ритуальных целях перфорировали язык, а также древних римлян, вставлявших в соски пряжки своих плащей.
Техника пирсинга проста и, в общем, мало изменилась за тысячелетия. В древности для прокалывания частей тела использовали иглы и острые ножи из металла, кости, раковин и даже заточенного камня. Сейчас мастера пирсинга используют специальные пистолеты, полые иглы и скальпели, облегчающие неприятную процедуру. Любители более серьезного вмешательства в свое тело, например киберпанки, прибегают к хирургическим операциям. Для имплантатов как в древности, так и сейчас используют различные металлы (бронзу, серебро, золото, платину), кости и дерево, а также самоцветы их удобнее вживлять в металлической оправе. В современном пирсинге, неотделимом от технокультуры, активно применяют новейшие достижения науки. В ходу подкожные силиконовые вставки и миниатюрные электронные устройства.
Пирсинг уха и длинная мочка предмет гордости молодого масаи. Считается, что воину для успешной охоты необходимо украшать свое тело. Кения
Для чего нужен пирсинг? В традиционных обществах он, как и другие подобные манипуляции с телом, служил частью обряда инициации. Будучи довольно болезненным во время исполнения и после, когда шло вживление имплантата в отверстие, пирсинг представлял собой испытание на крепость духа кто его выдержал, достоин перейти на более высокую ступень в обществе (стать мужчиной, охотником или воином). Полученные в ходе процедуры увечья оставались на всю жизнь и свидетельствовали об особом статусе их владельца. Соответственно пирсинг получал оправдание в верованиях и мифах племен, его практиковавших. По этому вопросу сохранились интересные свидетельства, добытые путешественниками прошлых веков. Николай Миклухо-Маклай записал такую легенду, бытовавшую у жителей некоторых островов в Западной Микронезии . Туземцы верили, что без отверстия в носовой перегородке они будут лишены полноценного загробного существования. Согласно преданию островитян Пелау , когда делеп, то есть душа умершего, желает пробраться в Неделок загробный мир, то другие, уже живущие там души осматривают вновь прибывшего и, видя отсутствие илапа отверстия в носовой перегородке, спихивают его с бревна, которое приставлено к крутому берегу Неделока. Сброшенная в море душа попадает в громадную раковину, которая захлопывается за ней. Дальнейшее существование делеп без илапа продолжает внутри раковины. Вот так: необходимым условием попадания в туземный рай становилась нехитрая прижизненная операция с собственным телом, произведенная при вступлении в мир взрослых людей.
Весьма любопытный ритуал посвящения в мужчины был описан у горцев мафулу на острове Новая Гвинея. Прокалывание носа сопровождалось здесь заклинаниями. Затем «пациенты», подвергнутые операции, жили какое-то время отдельно и упорно трудились над расширением нового отверстия в носу. Они засовывали туда толстые деревянные палочки и пальмовые листья. В этот период им полагалось питаться только бататом сладким картофелем, приготовленным специально выбранной женщиной. Когда отверстие в носу достигало нужного размера, его затыкали листом кротона (ядовитого растения семейства молочайных), после этой процедуры можно было возвращаться к людям. Но самое сложное ждало впереди. Испытуемый должен был поймать черную змею определенного вида и размера. Затем вытащить из дырки в носу растительную пробку, протянуть змею через отверстие от хвоста до головы, быстрым движением продернуть ее голову и отбросить пресмыкающееся в сторону. После этого действа с человека снимались пищевые запреты.
Папуасы из племени коита верили: когда кто-то умирал, его дух отправлялся к горе и там вел привычный образ жизни строил дом, разводил сад, женился. Но если у почившего перегородка носа не была проколота при жизни, надо обязательно сделать это после смерти, иначе в загробном мире духу придется вместо обычного носового украшения (то есть здоровенного «рогалика») носить животное, похожее на змею.
Деревянные пластинки, втулки из смолы или металла индейцы вставляют в отверстия, сделанные в мочках ушей и нижних губах. Бразилия
Для куманов Новой Гвинеи перфорация перегородки носа это возможность удалить мужчинам дурную кровь, «материнское наследство». Вообще, по представлениям многих народов, пирсинг должен был сопровождаться кровопусканием, что считалось не менее важным, чем последующее ношение украшений и знаков отличия. Кровь священная субстанция, поэтому она сопровождает многие посвятительные обряды. Возможно, именно такие идеи побуждали индейцев майя пронзать язык или половые органы, пропуская в полученное отверстие веревку. «Жизненная энергия» пролитой крови обеспечивала контакт со сверхъестественными силами, помогая совершить жертвоприношение.
Исследователь XIX века Ф.Б. Брэдли-Берт описал ритуалы, соблюдавшиеся индусами Бенгалии, в которых пирсинг предстал в поистине экстремальной форме. «Один из наиболее любопытных обычаев это Churuk Puja, пережиток из тех времен, когда смерть, пытка и изувечение были обычными спутниками культа индусов. Он известен под названием Праздника Подвешивания на крюке, который врезается им в мясо под лопатками. Несмотря на то что обычай этот уже давно запрещен законом, он тем не менее почти ежегодно приводится в исполнение, со всеми сопутствующими ему обрядностями, в разных округах. Это одно из тех страшных зрелищ, которое вызывало особенный восторг индусов; а сами фанатики с горячим увлечением подвергают себя этой пытке, хотя, по всей вероятности, предварительно принимают кое-какие меры, чтобы несколько ослабить боль. Каждый из этих фанатиков подходит по очереди к жрецу и простирается пред ним ниц, с обнаженными плечами и спиной. Жрец, пробормотав свою формулу, наклоняется над ним и, обмакнув палец в кучу пепла, делает два пятна на спине фанатика, как раз под лопатками. Помощник жреца надрезает мясо над этими пятнами, ловко вонзает в раны два больших крюка, и фанатики, при ликующих криках толпы, мужественно наклоняются к столбам, делая вид, что даже не чувствуют ран, из которых сочится кровь по спине. Здесь посредством подъемного механизма, от которого идут канаты, привязанные к крючьям, их быстро вздергивают при диких криках фанатической толпы и оглушительном бое барабанов».
Участники подобных обрядов не стремились изменить или украсить тело, им был важен сам процесс испытания болью, и, возможно, потом они гордились полученными шрамами как высшими знаками отличия.
Максуруна, индеец из Перу. 1827 год
Возрождение интереса к пирсингу в наши дни уже не удивляет. Не обращая внимания на моральные нормы, люди многих социальных групп прокалывают себе почти все выступающие части лица: носы, брови, щеки, губы. Мало остается мест, даже интимных, которые не подвергались бы пирсингу (в фильме «Криминальное чтиво» девушка наркодилера запомнилась многим как раз внушительным количеством металлических имплантатов). Лидер «современного примитивизма» калифорниец Факир Мусафар, провозгласивший необходимость символического контроля над телом ранее запрещенными западной культурой способами, отважился не только на радикальный пирсинг, но и на подвешивание за кожу на крюках. Силиконовые подушки вшила себе в область надбровья французская художница Орлан, а американец Джесси Джарелл под кожу руки. Выглядят подобные манипуляции с телом куда как странно, да и для здоровья они неполезны, но за них можно выручить немалую прибыль, демонстрируя новые образы и возможности.
Все вышеперечисленное, можно сказать, относится к традиционному пирсингу. В то время как подкожное вживление микрочипов настоящий рывок вперед. Этот вид усовершенствования тела изобрели, чтобы тесно связать человека с компьютером, а через него с другими окружающими нас машинами. Одним из первых вживить себе микрочипы решился английский кибернетик Кевин Уорвик. В 1998 году ему сделали первую операцию: вставили в мышцу предплечья микропроцессор, который обменивался сигналами с внешними устройствами: лифтом, автоматическими дверями, лампочками. Еще раньше, в 19701980-х годах, австралийский художник Стеларк подвешивал себя за кожу примерно 25 раз в разных положениях, чтобы изучить движения тела, позже он внедрял в руки и ноги устройства, побуждающие мышцы сокращаться. Стеларк и Уорвик хотят сделать тело человека совершеннее, соединив его с электронными устройствами и посредством Интернета с другими людьми. Таково современное оправдание пирсинга помещение его в миф о сверхчеловеке.
Мария Медникова, доктор исторических наук
Читайте также на сайте «Вокруг Света»: