В воскресное утро на берегу озера Возвращенного Меча. На острове — пагода Черепахи, в существование которой верит большинство вьетнамцев. Фото: TIM MCCORMACK
Уникальную рептилию, уже пять веков служащую символом независимости страны, недавно спасли от гибели. Но угроза исчезновения редкого вида пока не миновала
Все началось 23 века назад. По преданию, древнему вьетнамскому королю Ану Дуонг Вуронгу помогла защитить страну от захватчиков божественная черепаха Ким Куи, небесная посланница. В XV веке Ким Куи появилась вновь. Вьетнам вел в то время изнурительную войну за независимость с Китаем, который обладал многократным преимуществом в живой силе и ресурсах. Во главе сражающегося народа встал Ле Лои, молодой аристократ из провинциального рода. Согласно легенде, которую во Вьетнаме знает каждый школьник, у Ле Лои был волшебный меч Воля Небес: взяв его в руки, богатырь становился великаном, сильным, как тысяча обычных воинов. Этот меч ему вручила огромная черепаха Ким Куи, обитавшая в озере в центре Ханоя. После 10 лет кровопролитных боев китайцы были изгнаны из страны и Ле Лои стал императором Вьетнама, а волшебный меч вернул черепахе. С тех пор ханойское озеро известно как озеро Возвращенного Меча — Хо Хоан Кием (Hồ Hoàn Kiếm).
1. В центре позолоченного узора двери пагоды — стилизованное изображение легендарной Ким Куи. Ларец на ее панцире — хранилище меча Воля Небес
2. За операцией по спасению раненой обитательницы озера Хо Хоан Кием наблюдали сотни людей, заполнивших набережные и мосты
Фото: REUTERS/VOSTOCK PHOTO (x2), ALAMY/PHOTAS
Мягкотелые черепахи
В Азии водится всего один вид гигантских пресноводных черепах — Rafetus swinhoei, названный так в честь натуралиста Роберта Свайно, приславшего экземпляр гигантской черепахи в Британский музей в 1873 году. Rafetus swinhoei — один из двух представителей реликтового рода; второй вид — Rafetus euphraticus, намного меньшей величины, водится в реках Тигр и Евфрат. Рафетусы относятся к семейству мягкотелых черепах (Trionychoidea) и родственны мягкотелой черепахе, обитающей в реках на юге российского Дальнего Востока, — как и у нее, у них плоский мягкий панцирь, а нос заканчивается смешным пятачком.
Куда бежать пресноводным
В последние годы пресноводные черепахи мира исчезают с пугающей быстротой. Их тысячами тонн продают на рынках, в основном китайских: эта страна импортирует около двадцати миллионов черепах в год. В реках и озерах Азии их, видимо, скоро практически не останется: больше половины из 50 видов азиатских пресноводных черепах уже находятся под угрозой вымирания. Во Вьетнаме несколько особенно редких видов разводят в специальном центре недалеко от Ханоя, но новорожденных черепашат зачастую некуда выпускать: в стране для них попросту не осталось безопасных мест.
Эта история на протяжении столетий использовалась правителями страны для подтверждения легитимности власти, ведь меч, врученный божественной черепахой предводителю страны, — проявление небесной воли. Неудивительно, что озеро сохранилось по сей день, и в нем по-прежнему живет черепаха. Хо Хоан Кием — это, по сути, пруд размером 600 × 200 м, окруженный оживленными улицами с отелями, магазинами и банками. Берега его полностью зацементированы, а вода мутная, зеленая и пахнет смесью тины, бензина и сероводорода. На озере два островка: один — с храмом Нефритовой Горы, другой — с пагодой Черепахи. Впрочем, чтобы полюбоваться на героиню легенд, совершенно необязательно добираться до него. Почти в каждом храме на севере Вьетнама можно увидеть изображения Ким Куи, нередко вырезанные из нефрита или позолоченные. Перед ними всегда дымятся поставленные прихожанами ароматические палочки и лежат кучки мелких монет. У многих статуй до блеска отполированы макушки: черепаха — символ вечности, и считается, что дотронувшийся до ее головы продлевает собственную жизнь.
Чтобы убедиться в том, что гигантские пресноводные черепахи не вымысел, достаточно зайти в храм Нефритовой Горы, где выставлено чучело одной из них, умершей в 1967 году. Она была около двух метров длиной и весила свыше 200 кг. После ее смерти в озере Хо Хоан Кием по-прежнему иногда видели огромную черепаху, всплывавшую глотнуть воздуха, но настолько редко, что в ее реальности многие сомневались.
Черепаха из озера Возвращенного Меча — один из четырех гигантских рафетусов, оставшихся в мире. Еще одна живет в озере близ Ханоя и две в Китае, в зоопарке города Сучжоу. Но китайская пара не размножается. Судя по всему, самец слишком стар: самка, купленная полвека назад у бродячего цирка, относительно молода — ей всего около восьмидесяти, но отложенные ею яйца раз за разом оказываются неоплодотворенными.
Зоологи уже давно предлагали поймать одну из вьетнамских черепах и отправить в Сучжоу, но власти и слышать об этом не хотели. Свой отказ они обосновали тем, что черепаха в озере под Ханоем — самец, а по вьетнамской традиции невеста должна переезжать в дом жениха, а не наоборот. Были предложения отправить в Китай замороженную сперму этого самца для искусственного оплодотворения самки в Сучжоу, но отбор спермы у мягкотелых черепах — рискованная процедура, которая требует полной анестезии и использования вибратора и нередко заканчивается гибелью донора. О черепахе из озера Хо Хоан Кием не шло и речи: она — национальный символ (многие вьетнамцы, в том числе правительственные чиновники, всерьез верят, что это та самая Ким Куи, которая вручила меч Ле Лои), а отношения двух стран, и без того сложные, сейчас обострились по причине очередного территориального конфликта.
Но в нынешнем году это национальное достояние оказалось в нешуточной опасности. Ким Куи стала чаще появляться на поверхности и даже пыталась выбраться на набережную — судя по всему, ее беспокоила глубокая рана на шее, нанесенная рыболовным крючком и загноившаяся. Журналисты быстро выяснили, что в озеро сливают канализационные стоки, и в едкой воде черепаха буквально растворяется заживо.
Молодой самец рафетуса Свайно из озера Донг Мо под Ханоем — ближайший родственник обитательницы озера Возвращенного Меча
После долгих обсуждений власти решили поймать Ким Куи и заняться ее лечением. Со второй попытки могучую рептилию удалось отловить сетью и переместить в огороженный бассейн возле островка с пагодой Черепахи. Лучшие ветеринары мира предложили свою помощь, но никому из иностранцев не позволили даже взглянуть на национальную святыню. Пока шло лечение, дно озера почистили, перекрыли канализационные стоки, организовали приток относительно чистой воды и запустили в Хо Хоан Кием 60 000 голов рыбы. Но все равно место жительства Ким Куи остается не более чем прудом с бетонными берегами в центре восьмимиллионного мегаполиса.
Если верить последним сообщениям местных газет, черепаха уже чувствует себя гораздо лучше и скоро будет выпущена обратно в озеро. Но затем правительству Вьетнама предстоит сделать нелегкий выбор. Чтобы передать живой символ вьетнамской независимости в китайский зоопарк, потребуется политическое решение, которое не так-то просто принять. А оставить обоих рафетусов в ханойских озерах — значит обречь их на медленное угасание в бесплодном одиночестве и приговорить древний вид, живущий на Земле уже десятки миллионов лет, к окончательному вымиранию.