В основе мировоззрения буддизма лежит представление о мире как юдоли страдания. На вопрос о том, как возник столь несовершенный порядок бытия, буддисты дают непривычный для европейца ответ.
Дело в том, что у человека нет души (в христианском понимании этого слова). Наше «я», которое мы привычно отождествляем со своей личностью, это дурной сон, а наша жизнь — иллюзия. Представьте пленку, на которой записан фильм. Нам кажется, что мы герои этого фильма и все происходящее на экране происходит с нами. На самом же деле наша подлинная сущность — сама пленка, причем пленка без записи. На языке психологии ее корректнее всего было бы назвать бессознательным. Мышление, воля, ощущения, эмоции — все это лишь кадры фильма, иллюзорные психофизические состояния (дхармы), которые, говоря условно, паразитируют на нашей сущности.
Это не плохо и не хорошо — так устроен мир. Чтобы наше бессознательное смогло избавиться от этих химер и раствориться в блаженстве нирваны, нам необходимо «смыть фильм» с пленки, отрешиться от всех желаний, прекратив погоню за несуществующим. В противном случае мы обречены от перерождения к перерождению в стомиллионный раз просматривать фильм о том, как нам плохо.
Все это постиг индийский царевич Сиддхартха Гаутама (ок. 564–483 до н. э.), или Будда Шакьямуни («пробудившийся подвижник из рода Шакья»). В 29 лет он ушел из дома в поисках истины, которую обрел спустя шесть лет в местечке Бодх-Гая под баньяновым деревом (древом Бодхи, или Пробуждения). После многодневной медитации он понял, в чем причина человеческого страдания и как от него избавиться. Его учение получило название Дхарма, или Благородный восьмеричный путь.
Под деревом Бодхи Гаутама познал четыре Благородные истины:
Первая. Все в этом мире приносит страдание: рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание, соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — тоже страдание. Страдание — это суть земного мира, и другим он никогда не станет.
Вторая. Причина страданий кроется в желании людей получать удовольствия от жизни. Пока человек будет стремиться к приятному и избегать неприятного, он никогда не постигнет сути этого мира. Это все равно что ловить свою тень.
Третья. Существует состояние, в котором страдание отсутствует — это нирвана, где затухают все страсти и привязанности человека (слово «нирвана» восходит к санскритскому корню nir — «затухать», «угасать»).
Четвертая. Существует путь, который ведет к прекращению страданий.
После прозрения Будда отправился в город Бенарес, где встретил знакомых аскетов и проповедовал им. Сила его слов была настолько велика, внешность столь изменилась, что те, не раздумывая, стали первыми буддийскими монахами. Так новая религия обрела свои три драгоценности: Будду, Дхарму и сангху (буддийскую общину).
После этого Гаутама еще 45 лет проповедовал в Индии. Его община росла и к концу жизни Учителя насчитывала более 12 000 учеников. Но годы брали свое, Будда старел. И когда ему исполнилось 80, он понял, что пора покинуть этот мир. На закате он простился с монахами, лег в позу льва (на правый бок, головой к югу и лицом к востоку, подложив правую руку под голову), погрузился в созерцание и тихо ушел в нирвану. Было это в местечке Кушинагара недалеко от Бенареса.
Существует несколько школ буддизма, обладающих своими иконографическими традициями. Самая интересная из них — школа тибетского буддизма (Ваджраяны, или «Алмазной колесницы», по-другому еще называемая ламаизмом), оформившаяся в стройную систему в VIII–X веках. Ламаистские иконы называются танками. Танка «Будды трех времен» представляет собой одно из классических тибетских изображений Будды Шакьямуни.
Фигуры, изображенные на танке
1. Лотосовый трон просветления — символ чистоты и самоотречения Будды.
2. Солнечный диск — символ мудрости (его свет ускоряет процесс созревания «семени просветления»).
3. Лунный диск — символ сострадания, его сравнивают с линзой, покрытой инеем, которая остужает и лечит душевные раны.
4. Желтый цвет — цвет духовного совершенствования и изобилия благих качеств.
5. Мудра «касания земли» (бхуми-акрамана) — жест Будды, сделанный им в момент просветления под деревом Бодхи. Так он призвал в свидетели своей духовной победы богиню земли Стхавару.
6. Длинные руки — символ щедрости Будды.
7. Чашка для сбора подаяний.
8. Ушниша — седьмая верхняя чакра, которой нет у обычного человека, символ просветления Будды.
9. Урна (санскр. «шерсть») — изначально пучок светлых волос, появившийся между бровями Будды в момент медитации. Позднее его стали изображать в виде драгоценного камня, из которого льется свет учения Гаутамы.
10. Длинные мочки ушей — символ благородного происхождения Шакьямуни (они были оттянуты тяжелыми драгоценными серьгами, которые он носил как наследник престола).
11. Будда будущего Майтрейя. Он воплотится в земном мире, когда люди станут жить по 80 000 лет и когда управлять миром будет справедливый монарх-буддист. Сейчас Майтрейя пребывает на Небесах Тушита, где перерождаются праведники и бодхисатвы.
12. Будда прошлого Кашьяпа. Он жил на земле 100 000 лет. Одним из его учеников был и Будда Гаутама, в том перерождении еще только архат (праведник, достигший состояния близкого к нирване).
13. Шарипутра — любимый ученик Будды, преуспевший в постижении сокровенной мудрости.
14. Маудгальяяна — второй любимый ученик Будды, постигший все тайны йогических практик.
15. Монашеский звенящий посох (кхаккхара) — символ отшельничества. Звуки, которые издают его звенящие кольца, должны отпугивать змей и возвещать о приходе монаха, если тот принял обет молчания.
Торана — спинка лотосового трона
16. Слон — символ знания, ведущего к просветлению. По легенде, мать Будды, царица Махамайя, увидела во сне слона, который вошел в ее лоно — так она узнала, что беременна.
17. Снежный лев — символ духовной свободы буддиста-йогина. Его грива символизирует мистические учения Тибета, а четыре ноги — это основные буддийские добродетели: любовь, сострадание, радость и уравновешенность.
18. Олень — символ универсальности буддийского учения. Первыми, к кому обратился с проповедью Будда, были олени.
19. Вамана — лилипуты, держащие на себе всю верхнюю часть тораны. Они символизируют внутреннюю силу, скрытую в каждом живом существе, даже если его размеры малы.
20. Макара — божество-охранитель с хоботом слона, челюстями крокодила, телом рыбы, рогами оленя и хвостом павлина. Считается олицетворением жизни во всех трех стихиях (на земле, в воде и воздухе). Также почитается как символ твердости и духовной непоколебимости (крокодил не разомкнет челюсти, пока его жертва не умрет).
21. Наги — змееподобные духи, обитающие под землей и хранящие буддийские сутры, до понимания которых люди еще духовно не окрепли. Когда наступит положенный срок, наги вынесут их на свет.
22. Гаруда — царь птиц, один из главных охранителей буддийского учения.
Подношения перед лотосовым троном
23. Колесо Закона Будды (Дхармачакра). Его восемь спиц символизируют благородный восьмеричный путь к просветлению.
24. Зеркало — символ чистого сознания. Предметы, которые оно отражает, — лишь бестелесные фантомы, как и все в этом мире.
25. Жемчужины исполнения желаний — считаются олицетворением искренности Будды и его готовности внимать мольбам верующих. Рядом бивни белого слона — царя слонов.
26. Бильва (бенгальская айва) — священный плод индуизма. По буддийской легенде, его преподнес Шакьямуни индуистский бог Брахма в знак признания чистоты и мудрости учения Гаутамы.
27. Сосуд с волшебными пилюлями из безоаровых камней (конкремента из плотно свалянных волос в желудке жвачных животных). Они спасают от ядов и способствуют ясности ума.
28. Раковина с благоуханными духами — символ голоса Будды, созывающего паству.
29. Курильница с благовониями.
30. Павлин — символ сострадания. «Глаза» на его хвосте ассоциируются с многоглазой и многорукой бодхисатвой милосердия Авалокитешварой, которая может одновременно видеть всех страдальцев на земле и помогать им.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2012, частично обновлен в марте 2024