Царь-змея: в Индии найдены останки самой длинной рептилии, когда-либо обитавшей на Земле

Гиганта назвали в честь мифического существа Васуки

22 апреля 2024

Как выглядела вымершая змея васуки, неизвестно. Поэтому мы попросили нейросеть нарисовать древнюю гигантскую змею в тропическом лесу.

DALL-E 3

Ученые из Индийского технологического института Рурки исследовали окаменелости древней змеи возрастом около 47 миллионов лет, которые были обнаружены на буроугольном руднике на западе Индии. По оценкам экспертов, это была гигантская рептилия длиной до 15 метров и, вероятно, крупнейшая змея в истории из когда-либо существовавших на Земле. Выводы ученых опубликованы в журнале Scientific Reports.

Всего в буроугольной толще на руднике Панандро в штате Гуджарат было собрано 27 окаменелых позвонков, принадлежавших огромной доисторической змее. Согласно анализу, их возраст — 47 миллионов лет, то есть рептилия жила в эпоху эоцена (56–33,9 миллиона лет назад).

Чтобы выяснить размеры тела змеи по позвонкам, специалисты использовали наборы данных современных пресмыкающихся, в том числе из семейства Boidae, к которому относятся удавы, питоны и самые крупные из ныне живущих змей. Ученые определили взаимосвязь между шириной позвонков и длиной всего позвоночника, и подсчитали, что ископаемая змея была от 11 до 15 метров в длину. По мнению авторов, это была уже взрослая особь.

Самые большие современные змеи достигают в длину 7,5 метра, крупнейшей в истории до сих пор считалась ископаемая змея титанобоа (Titanoboa cerrejonensis), выраставшая примерно до 13 метров. Обнаруженная рептилия, вероятно, превосходила ее по размерам на два метра.

Исследователи идентифицировали ее как новый вид и назвали Vasuki Indicus в честь мифического гигантского змея Васуки, который в индуизме почитается как царь змей или нагов — полубожественных существ, изображаемых в виде змей.

Многоголовый Васуки на иллюстрации к индийскому мифу о том, как Васудева перенес маленького Кришну через реку.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://www.researchgate.net/profile/Debajit-Datta-5">Дебаджит Датта</a></p>

«Васуки принадлежит к вымершему семейству змей Madtsoiidae, отдаленно связанных с питонами и анакондами, которые впервые появились в конце мелового периода (от 100,5 до 66 миллионов лет назад) в Южной Америке, Африке, Индии, Австралии и Южной Европе».

Авторы также выяснили по анализу позвонков и мест их соединения с ребрами, что тело у V. indicus было широким и цилиндрическим. У водных змей оно тела обычно более плоские и обтекаемые, поэтому эксперты предполагают, что васуки обитала в основном на суше.

Как и ее современные дальние родственники, из-за своих больших размеров, скорее всего, змея не могла активно охотиться и преследовать жертву. Она должна была поджидать добычу в засаде, а затем душить ее сжатием, как делают анаконды. Змеи V. indicus жили в теплом климате со средней температурой около 28 °C.

Команда планирует продолжить исследование ископаемых окаменелостей, проанализировать их на содержание углерода и кислорода, чтобы выяснить, на кого охотилась и чем питалась самая огромная змея.

Как выглядит недавно открытая 8-метровая анаконда, крупнейшая среди сородичей, смотрите здесь.