Хвост пистолетом: что мы знаем о крапивнике — громогласном «короле пернатых»

Крохотный размер не помешал этой пташке получить столь почетное звание

22 апреля 2024

Большую и яркую птицу увидеть легко. Другое дело — мелкие пичуги, скрывающиеся в кустарнике. Их порой и различить-то непросто. Но это не делает их менее интересными, чем их крупные собратья. Чтобы убедиться в этом, стоит приглядеться к крапивнику.

Обыкновенный крапивник

Troglodytes troglodytes

Обыкновенный крапивник

Zoonar via Legion Media

Класс — птицы
Отряд — воробьинообразные
Семейство — крапивниковые
Род — настоящие крапивники
Вид — обыкновенный крапивник

Обширное семейство крапивниковых насчитывает почти 90 видов, разделенных на 19 родов. Все они обитают в Северной и Южной Америке — исключение составляет лишь обыкновенный крапивник, который широко распространен в Евразии и встречается в Северной Африке.

Практически для всех представителей рода крапивников характерны миниатюрные размеры. Так, обыкновенный крапивник примерно вдвое меньше воробья: длина его туловища составляет 9-10 сантиметров, а вес — 8-12 граммов. Однако сложен он довольно плотно и выглядит «пухляшом», лишенным шеи. Крылья у крапивника короткие, ноги — длинные и сильные, хвост часто задран вверх, а клюв похож на тонкий загнутый пинцет.

Оперение обыкновенного крапивника имеет коричневато- каштановый окрас с темными поперечными полосками и светлыми пятнышками на бровях и концах крыльев. Самки окрашены точно так же, но в более светлых оттенках.

Скрытные птички с громким голосом

Латинское название крапивника (Troglodytes) переводится как «пещерный житель». Возможно, такое имя он получил за то, что любит укрываться на ночь в расщелинах скал, углублениях в земле, трещинах и дуплах в деревьях. В подобные укрытия иногда забиваются десятки особей — так легче согреться.

Dreamstime via Legion Media

Днем же крапивники снуют в зарослях крапивы и кустарников, а также среди бурелома. Открытых пространств избегают, в случае опасности прячутся на земле, под растительным пологом. В гуще колючих зарослей в лесу или вблизи рек они ловко охотятся на различных насекомых, паукообразных и прочих мелких беспозвоночных. Порой, чтобы разнообразить меню, они разоряют гнезда и поедают яйца других птиц.

Едят крапивники практически постоянно — даже набив желудок, снова продолжают поиски пищи. Такой неуемный аппетит свойственен многим мелким птицам и млекопитающим: чтобы поддерживать теплообмен и быть активными, им нужно питаться почти без перерывов. Неудивительно, что с наступлением холодов, когда насекомых становится меньше, крапивники включают в свой рацион ягоды, а потом и вовсе мигрируют в более теплые регионы, где нет проблем с калорийным кормом. Впрочем, отдельные популяции, обитающие в местах с умеренным климатом, ведут оседлый образ жизни.

Что же качается певческих талантов, то голос у крапивников сильный, громкий, сочетающий в себе причудливые переливы флейты и звуки трещотки. Остается только удивляться, как столь мелкая пташка умудряется петь громче, чем некоторые модели аудиоколонок.

«Превосходное, чрезвычайно приятное пение его состоит из многих громких меняющихся тонов, которые прерываются довольно продолжительной, благозвучной трелью; под конец эта же трель опять звучит, но гораздо тише, и часто снова появляется уже в самом конце песни, птица как бы заканчивает ею свое пение», — писал натуралист Альфред Брем о песнях крапивника.

Брачные хлопоты

В европейской части России крапивники появляются с таянием снега. В некоторых районах Сибири, к примеру в Забайкалье, их прилет приходится на середину или конец мая. Вскоре самцы выбирают гнездовые участки с большим количеством укрытий и начинают зазывать песнями самок.

Одновременно они приступают к строительству гнезд. Один самец может соорудить от 6 до 12 гнезд. Чем их больше, тем он лучше и перспективнее будет выглядеть в глазах самки. В итоге она выбирает лишь одно гнездо, которое самец утепляет мхом и листьями. Гнезда крапивников представляют собой шаровидные конструкции из листьев папоротника, сухих ветвей, с узким входом, установленные невысоко над землей или же между корней или в дупле.

Хвост пистолетом: что мы знаем о крапивнике — громогласном «короле пернатых»

Самка откладывает 5-7 яиц, откуда примерно через две недели появляются крошечные птенцы. Их интенсивно кормят оба родителя. Уже через 11-12 дней малыши готовы покинуть гнездо. Примечательно, что нередко самец умудряется завести и вторую семью. При хороших условиях за лето крапивники успевают вывести птенцов дважды.

«Король пернатых»

Хоть и мал крапивник, но все-таки с глубокой древности люди обращали на него внимание. В частности, в европейском фольклоре за крапивником утвердилось звание короля всех птиц. Вероятно, этот образ зародился еще в Древней Греции — историк Плутарх в сборнике «Моралии» ссылается на басню Эзопа, в которой маленький хитрый крапивник смог подняться выше орла, спрятавшись у него на спине. Повелителем пернатых предстает крапивник и в сказке братьев Гримм «Крапивник и медведь» (Der Zaunkönig und der Bär), правда, в русском переводе его место занял королек.

Хвост пистолетом: что мы знаем о крапивнике — громогласном «короле пернатых»

Немецкоязычное название крапивника (zaunkönig) буквально переводится как «король изгородей»

Современник Плутарха, римский историк и писатель Светоний упоминает, что перед убийством Юлия Цезаря в здание Сената влетел крапивник с лавровой веточкой в клюве. Пташка пыталась спастись от погони, но пернатые хищники последовали за ней и растерзали бедного крапивника. На следующий день та же участь ждала Цезаря.

Певческие способности крапивников всегда прельщали птицеловов. Поймав маленького пернатого певца и обеспечив ему хороший уход, они могли наслаждаться его песнями почти круглый год. Однако опытные натуралисты, содержавшие в неволе крапивника, отмечают, что ему требуется очень просторная клетка, купальня, песок, в котором птицы любят принимать «ванны», и качественный живой корм. В неволе крапивники могут прожить 6-8 лет, но все же лучше наслаждаться их громкими песнями в лесу.