Пернатые франты: 4 занимательных факта о щеглах

Эти певчие птицы имеют запоминающуюся окраску и помогают людям бороться с вредителями

28 сентября 2023

О людях, которые любят произвести впечатление с помощью красивой и бросающейся в глаза одежды, говорят, что они ходят щеголями, щеголяют. Слова эти, по всей видимости, произошли от названия широко распространенной в наших краях певчей птицы — щегла. Эти пташки действительно отличаются ярким нарядом, но этим интересные особенности щеглов не исчерпываются.

Обыкновенный щегол

Carduelis carduelis

Пернатые франты: 4 занимательных факта о щеглах
Обыкновенный, или черноголовый щегол (Carduelis carduelis)
Blickwinkel via Legion Media

Тип — хордовые
Класс — птицы
Отряд — воробьинообразные
Семейство — вьюрковые
Род — щеглы

До недавнего времени род щеглов был весьма обширен, но генетические исследования, проведенные в последние десятилетия, привели к радикальному пересмотру классификации всего семейства вьюрковых. Сегодня орнитологи относят к щеглам всего три вида: обыкновенного, или черноголового щегла (Carduelis carduelis), а также лимонного (Carduelis citrinella) и корсиканского (Carduelis corsicana) вьюрков. Последние два вида ранее относили к семейству канареечных вьюрков. При этом у обыкновенного щегла выделяют около 15 подвидов.

Черноголовые щеглы обитают по всей Европе, в Северной Африке, в Европейской части России, в Западной Сибири, а также на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Кроме того, щеглы были завезены в Австралию, Новую Зеландию и Америку.

В природе щеглы живут около 8 лет, а в неволе при хороших условиях имеют все шансы прожить 15 и более лет. Некоторые любители певчих птиц успешно скрещивают щеглов с канарейками.

Пестрые красавцы

Щеглы не могут похвастаться крупными размерами. В длину они достигают 12-13 сантиметров и весят не более 20 граммов. Для них характерно плотное телосложение, небольшие но весьма острые клювы, сильные лапки, вооруженные внушительными когтями.

Пара обыкновенных щеглов

Выглядят они весьма эффектно. В оперении щеглов выделяются черный, белый, красный и желтый цвета. У обыкновенного щегла задняя часть головы окрашена в белый и черный цвета, а спереди располагается ярко-красная «масочка». Крылья у щеглов черные с желтыми полосками. Седоголовый щегол, который сегодня рассматривается как подвид обыкновенного, выглядит чуть скромнее.

Пернатые франты: 4 занимательных факта о щеглах
Седоголовый щегол (Carduelis carduelis caniceps)
Dibyendu Ash, CC BY-SA 3.0 , via Wikimedia Commons

Примечательно, что самки щеглов внешне очень похожи на самцов — отличить их можно по некоторым деталям в оперении, но это под силу только специалисту с наметанным глазом.

Любимцы художников

Щегол играет важную роль в искусстве эпохи Возрождения. Эта птичка, как и малиновка, ассоциируется со Страстями Христовыми: согласно легенде, когда Иисус шел на Голгофу, щегол склевал шип с тернового венца на его голове и капля крови Христа окрасила голову птицы. Доказательством этого мифа христиане считали не только оперение щеглов, но и их любовь к семенам чертополоха и других колючих растений. Например, на картине Рафаэля «Мадонна со щеглом» Иоанн Креститель показывает Иисусу щегла как знак грядущего распятия.

Рафаэль. «Мадонна со щеглом». 1505-1506
Пернатые франты: 4 занимательных факта о щеглах
Карел Фабрициус. «Щегол». 1654. Эта картина играет важную роль в сюжете одноименного романа американской писательницы Донны Тартт

В искусстве той поры щегол также служил символом выносливости, стойкости и защиты. Нередко его изображали вместе с домашними мухами, которые символизировали грехи и болезни.

Помощники людей

Щеглы широко распространены на открытых пространствах Евразии и Африки. Для проживания они выбирают лесные опушки, поля, рощи лиственных деревьев. Излюбленные участки защищают от непрошеных гостей, насиженные места покидают только в крайних случаях, каковыми могут стать резкие климатические изменения или бескормица.

Zoonar via Legion Media

В их рацион входят различные насекомые, причисленные к сельскохозяйственным вредителям. В гнездовой период щеглы поедают и скармливают своим птенцам несметное количество гусениц и личинок жуков, чем оказывают неоценимую услугу фермерам. Взрослые щеглы предпочитают растительную пищу. В частности, они охотно клюют семена одуванчика, лопуха, упомянутого выше чертополоха, а также многих сорных трав. Изредка щеглы наносят урон посевам рапса и свеклы. Однако этот ущерб ничтожен в сравнении с пользой, которую они приносят сельскохозяйственным угодьям. Помимо этого, они радуют нас своей красотой и мелодичными песнями.

Пение щегла

Жизнь у гнезда

С конца февраля щеглы разбиваются на пары, присматривают места для гнезд. К столь важному делу они подходят с особой тщательностью — гнездиться начинают только в конце весны или даже в начале лета. Обустройством дома занимаются исключительно самки, которые вьют гнезда на деревьях, пряча их в ветвях в нескольких метрах над землей.

В качестве основного строительного материала они используют прутики и корешки травянистых растений. Кусочками березовой коры, мхом и лишайниками покрывают внешние стенки конструкции. В итоге у щеглов получаются красивые изящные гнезда округлой формы. Дно таких сооружений выкладывается слоем тополиного и ивового пуха с примесью шерсти и перьев.

Blickwinkel via Legion Media

Затем самки откладывают 4-6 яиц и насиживают их около двух недель. Всё это время самцы кормят самок, но сами высиживанием не занимаются. Уже через 20-27 дней после вылупления птенцы покидают родительский дом и отправляются во взрослую жизнь. За сезон щеглы обычно выводят потомство дважды.