Яд, панцирь и носы: взгляните на 10 самых странных млекопитающих на планете

Возможно, про большинство из них вы даже никогда не слышали

24 июля 2024Обсудить

Млекопитающие появились еще во времена динозавров и с тех прошли долгий эволюционный путь — сегодня на Земле насчитывается около 6400 видов млекопитающих. Каждый из представителей этого класса по-своему уникален, но некоторые вызывают у ученых и обывателей особое удивление. Vokrugsveta.ru предлагает вниманию читателей собственный топ-10 самых необычных и странных млекопитающих в мире.

Jerome E Foster via Getty Images

Щелезубы

Solenodontidae

В мире крайне мало млекопитающих, которые в процессе эволюции обзавелись ядом. К их числу относятся щелезубы. На сегодняшний день биологи выделяют два вида щелезубов: гаитянского (Solenodon paradoxus) и кубинского (Atopogale cubana). Это довольно крупные насекомоядные животные массой до 1 килограмма и длиной около 30 сантиметров. Внешне они похожи то ли на крыс с хоботом, то ли на переросших землероек.

Гаитянский щелезуб

Joel Sartore via Legion Media

Как и у змей, у щелезубов имеется подчелюстная железа, генерирующая ядовитую слюну, которая при укусе выходит через небольшой канал в паре нижних зубов. Насекомые и другие мелкие животные погибают от такого яда довольно быстро. Более крупным существам вроде кошек, собак, а тем более человека он не причинит существенного вреда. Поразительно то, что у щелезубов не выработался иммунитет к собственному яду.

Хоботноголовый кускус

Tarsipes rostratus

В Австралии обитает весьма необычное сумчатое животное — хоботногловый кускус, или поссум-медоед. Длина его тела не превышает 10 сантиметров, а масса составляет около 11 граммов. Мордочка зверька вытянута в хоботок, приспособленный для втягивания нектара.

Яд, панцирь и носы: взгляните на 10 самых странных млекопитающих на планете

Язык кускуса достигает в длину 2,5 сантиметра и покрыт сосочками, напоминающими щетку. С помощью такого орудия животное собирает нектар. Кускус очень прожорлив и проводит много времени, обследуя цветы.

Размножаются этим маленькие существа круглый год. В случае похолодания или нехватки пищи кускусы способны впадать в спячку.

Карликовый муравьед

Cyclopes didactylus

В дебрях лесов Центральной и Южной Америки можно встретить карликового муравьеда, который предпочитает жить на деревьях и не слишком похож на обыкновенного муравьеда. В длину зверек достигает 35-40 сантиметров, а весит около 400 граммов.

Quinten Questel, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Как следует из названия, карликовый муравьед питается в основном муравьями, хотя в его рацион входят и другие насекомые. Мордочка зверька заканчивается хоботком, предназначенным для ловли добычи, а на лапах имеются мощные когти, которыми он пользуется для лазания по деревьям. Передвигается карликовый муравьед медленно и довольно неуклюже, а активен в основном ночью.

Панголины

Pholidota

Панголины, в отряде которых насчитывается восемь видов, выглядят как диковинная помесь броненосца, муравьеда и ящерицы. Большая часть их тела покрыта кератиновыми чешуйками, расположенными внахлест, подобно черепице.

Яд, панцирь и носы: взгляните на 10 самых странных млекопитающих на планете

Саванный панголин (Manis temminckii)

Почуяв опасность, панголины сворачиваются, превращаясь в бронированный шар. Питаются они муравьями и термитами, а на охоту выходят в основном ночью, предпочитая проводить день в норах или дуплах деревьев.

Панголины встречаются в Африке и Юго-Восточной Африке. Всем видам этих необычных млекопитающих сегодня грозит вымирание, в том числе потому, что во многих странах их мясо активно употребляют в пищу.

Носач

Nasalis larvatus

Среди приматов странной внешностью выделяется обезьяна носач, обитающая на острове Калимантан. Отличительной особенностью самцов-носачей является похожий на огурец массивный нос, украшающий их практически безволосое лицо.

Яд, панцирь и носы: взгляните на 10 самых странных млекопитающих на планете

Назначение огромного носа до сих пор не выяснено. Вероятно, с его помощью самцы привлекают самок. Впрочем, некоторые ученые полагают, что он может обозначать статус самца в группе или служить инструментом для извлечения громких звуков.

Звездонос, или звездорыл

Condylura cristata

Многими жителями России кроты воспринимаются как весьма обычные, ничем не примечательные животные, а огородники не без оснований считают их вредителями. Тем не менее в семействе кротовых есть весьма странные создания, способные удивить даже искушенных любителей природы. Например, крот звездонос, обитающий на Востоке Северной Америки имеет на мордочке аж 22 нароста, образующих нечто вроде звезды.

Яд, панцирь и носы: взгляните на 10 самых странных млекопитающих на планете

Благодаря столь необычному органу он в абсолютной темноте не только прокладывает путь, но и отыскивает червей, личинок жуков. Кроме того, пользуясь феноменальным осязанием и не менее удивительным обонянием звездонос успешно ловит рыб и лягушек.

Сумчатые мыши

Antechinus

К обыкновенным мышам древесные сумчатые мыши, обитающие в Австралии, Тасмании и Новой Гвинее, не имеют никакого отношения. Они входят в отряд хищных сумчатых, а в их роду насчитывается 15 видов. Правда, сумки, как у кенгуру, у них нет — ее заменяет небольшая складка на коже. А вот размеры у сумчатых мышей практически мышиные: длина от 80 до 120 мм, масса тела — до 170 граммов.

Яд, панцирь и носы: взгляните на 10 самых странных млекопитающих на планете

Желтоногая сумчатая мышь (Antechinus flavipes)

Эти зверьки знамениты своей неуемной любовной страстью. В брачный период самцы сражаются между собой за право обладания самкой. Добившись дамы сердца, они спариваются с ней часами, до тех пор пока не теряют силы. Обезумевшие от любви кавалеры почти ничего не едят, слабеют и вскоре умирают. Прожить более года для них — настоящий подвиг.

Мусанг

Paradoxurus hermaphroditus

Мусанг, или малайская пальмовая циветта, широко распространен в Юго-Восточной Азии. По размерам и форме тела этот зверь напоминает кошку или хорька. Ведет скрытный, ночной образ жизни. Пару образует только на время брачного периода. Самцы и самки очень похожи друг на друга, из за чего мусангов долгое время считали гермафродитами, что отразилось в их латинском названии.

Яд, панцирь и носы: взгляните на 10 самых странных млекопитающих на планете

Рацион мусангов составляют мелкие грызуны, птичьи яйца, фрукты и… ягоды кофейного дерева. Последние в процессе ферментации в кишечнике зверьков теряют горечь и приобретают изысканный вкус. Поэтому продукты жизнедеятельности мусангов высоко ценятся — после очистки из полупереваренных зерен делают дорогостоящий кофе копи лювак.

Кабарга

Moschus

Мы привыкли считать, что олень обязательно должен быть с рогами. Однако в мире существуют миниатюрные олени, лишенные рогов, но взамен вооруженные внушительными саблевидными клыками. Таким оригинальным «украшением» обзавелись самцы кабарги.

Яд, панцирь и носы: взгляните на 10 самых странных млекопитающих на планете

Сибирская кабарга (Moschus moschiferus)

Этот род насчитывает семь видов, представители которых весьма похожи между собой. Кабарги распространены в Сибири, Приморье, Тибете и Корее. В длину достигают 1 метра, крупные самцы могут весить около 18 килограммов. Помимо внушительных клыков у самцов есть мускусная железа, выделяющая ароматную жидкость. Секрет, получаемый из нее, используется в восточной медицине и парфюмерии. А еще эти олени великолепно лазают по скалами и совершают головокружительные прыжки.

Свиноносая летучая мышь

Craseonycteris thonglongyai

Среди млекопитающих есть совсем крохотные существа, чьи размеры сопоставимы с некоторыми насекомыми. Одно из таких животных — свиноносая летучая мышь. Ее масса не превышает 2 граммов, а максимальная длина тела составляет 33 миллиметра. Неудивительно, что столь миниатюрное и скрытное создание было открыто совсем недавно — в 1973 году.

Sébastien J. Puechmaille etc., CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

Свиноносые летучие мыши встречаются исключительно на юго-западе Таиланда и в некоторых районах Мьянмы. Образ жизни представителей этого вида пока что изучен плохо. Известно, что днем они, как и другие летучи мыши, прячутся в пещерах, а вечером вылетают на охоту за мелкими насекомыми.