Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Бесовские игры алхимиков: 13 секретов триптиха «Искушение святого Антония» Иеронима Босха

Босх считается одним из самых загадочных художников Северного Возрождения. Его картины полны символов, многие из которых с трудом поддаются расшифровке

Обсудить

Среди произведений Босха особое место занимает триптих «Искушение святого Антония». Святой Антоний (ок. 251 — ок. 356) — один из самых почитаемых христианских святых, основатель первой монашеской общины. Двадцать лет он провел в египетской пустыне, где боролся с жестокими искушениями, посылаемыми ему Дьяволом. Но Босх, взявшись за создание живописного повествования о страданиях святого отшельника, почти не пользовался его житием.

Бесовские игры алхимиков: 13 секретов триптиха «Искушение святого Антония» Иеронима Босха
Источник:
Giorgio Morara / Alamy via Legion Media

Картина «Искушение святого Антония», триптих
Масло, дерево 147,4×168,6 см
ок. 1501 (датировка Национального музея старинного искусства в Лиссабоне)
Находится в Национальном музее старинного искусства в Лиссабоне

На триптих оттуда попали лишь два сюжета: искушение демоном сладострастия (правая створка) и низвержение Антония (левая створка: там изображено и как бесы возносят Антония к небу, и как падшего святого поднимают с земли братья-пустынники).

Центральная часть — это адские видения святого, которые, по мнению Босха, были главным источником его страданий. Говорят, Босх знал толк в галлюцинациях, отравляя свое сознание спорыньей — родом грибов, паразитирующих на злаках.

Существует множество интерпретаций созданных Босхом инфернальных образов, но совершенно очевидно, что многие из них должны были у его современников ассоциироваться с алхимией. Дело в том, что Босх был ревностным католиком и не мог принять главного тезиса алхимиков: «Что внизу, то и наверху», — концепцию, согласно которой часть божественного света присутствует в каждом творении Господа. Отсюда было совсем недалеко до признания наличия божественного света и в Сатане, что предполагало его спасение в конце времен.

Именно поэтому в глазах Босха алхимики были закоренелыми еретиками. В средней части триптиха помещаются две сюжетные группы: «Черная месса» и «Бегство в Египет», полностью составленные из алхимических символов. Антоний находится в центре первой, невозмутимо взирая на все, что происходит вокруг него. Во второй использован любимый алхимиками библейский сюжет, поскольку считалось, что алхимическое искусство пришло из Египта. Босх явно приложил все усилия, чтобы показать зрителям, сколь далеко зашли алхимики в своей еретической интерпретации Священного Писания.

«Черная месса»

Бесовские игры алхимиков: 13 секретов триптиха «Искушение святого Антония» Иеронима Босха
Бесовские игры алхимиков: 13 секретов триптиха «Искушение святого Антония» Иеронима Босха

1. Женщина с чашей причастия

Ни в католической, ни в православной церкви женщина не допускается священнодействовать, и в частности совершать таинство причащения. Босх изображает здесь ведьму, в чаше которой не кровь Христа, а алхимический эликсир жизни, изготовленный с помощью черной магии.

2. Черная, белая и красная фигуры

Бесовские игры алхимиков: 13 секретов триптиха «Искушение святого Антония» Иеронима Босха

Они олицетворяют собой три одноименные фазы трансформации вещества в ходе алхимического процесса. Кувшин и стакан на столе тоже наполнены эликсиром, сваренным бесами.

Бесовские игры алхимиков: 13 секретов триптиха «Искушение святого Антония» Иеронима Босха

3. Уродец с яйцом в руках

Это выкидыш, символизирующий алхимического гомункулуса — человекоподобного существа, созданного искусственным путем, иными словами, человека из пробирки. В руках он держит философское яйцо, в котором вызревает философский камень — реактив, способный превращать металлы в золото.

4. Человек с костылем

Босх намекает на тайные обряды посвящения, принятые у алхимиков, во время которых новый адепт должен был снять ботинок с ноги и оголить колено. Это дает повод предположить, что художник сам некогда входил в один из тайных союзов.

5. Руины, в которых совершается месса

Это символ атанора — алхимической печи, в которой происходит трансмутация вещества.

6. Сова

Единственный представитель светлых сил в этой сцене. Она выполняет функцию Божьего ока, чтобы на Страшном суде свидетельствовать против алхимиков.

Бесовские игры алхимиков: 13 секретов триптиха «Искушение святого Антония» Иеронима Босха
Бесовские игры алхимиков: 13 секретов триптиха «Искушение святого Антония» Иеронима Босха

«Бегство в Египет»

Бесовские игры алхимиков: 13 секретов триптиха «Искушение святого Антония» Иеронима Босха

7. Перевернутый глиняный кувшин

Так обозначался один из двух способов получения философского камня — «мокрый». У Босха кувшин представлен в виде коровьего зада.

Бесовские игры алхимиков: 13 секретов триптиха «Искушение святого Антония» Иеронима Босха

8. Красное яйцо

Это философский камень.

9. Сухое дерево

Это одновременно и символ «сухого» способа создания философского камня, и символ греха, который сушит и убивает душу. Запеленатый ребенок — еще одно изображение гомункулуса.

Бесовские игры алхимиков: 13 секретов триптиха «Искушение святого Антония» Иеронима Босха

10. Алхимическая Библия

В книге, которую держит священник-еретик, нет букв — одни точки.

11. Очки

Символ ложного знания.

12. Перевернутая воронка

Символ обмана.

13. Крыса

Символ богохульства.

Бесовские игры алхимиков: 13 секретов триптиха «Искушение святого Антония» Иеронима Босха

ХУДОЖНИК
Иеронимус Босх (Ерун Ван Акен)

Бесовские игры алхимиков: 13 секретов триптиха «Искушение святого Антония» Иеронима Босха
Источник:
Mead Art Museum, Public domain, via Wikimedia Commons

Между 1450 и 1460 — родился в герцогстве Брабант в городе Хертогенбос, или Ден-Бос, по названию которого взял псевдоним Босх, в семье потомственного художника.
До 1482 — женился на богатой и знатной горожанке Алейд ван де Мервенне.
1486 или 1487 — вступил во влиятельный городской религиозный союз — Братство Богоматери, став единственным художником в этой организации.
Ок. 1500 — создал триптих «Искушение святого Антония» (датировка Национального музея старинного искусства, Лиссабон).
1490–1500 или 1500–1510 — написал триптих «Сад земных наслаждений» (датировка музея Прадо).
Между 1504 и 1508 — создал триптих «Страшный суд» (датировка Академии изобразительных искусств, Вена).
1516 — умер, похоронен в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, март 2010, частично обновлен в апреле 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения