Как мотылек на огонь: во время затмения заметили летевшую к Солнцу комету

Затемнение неба позволило рассмотреть полет небесного тела в опасной близости от звезды

11 апреля 2024

ESA/NASA SOHO

Пока астронавты снимали, как выглядит солнечное затмение с МКС, астроном-любитель Ворачат Бунплод присматривался к событию с Земли и увидел небольшую комету совсем рядом с Солнцем. Произошло это за несколько часов до затмения, так что астроном успел снять объект. Но совсем скоро комета, получившая имя SOHO-5008, прекратила существование.

Ворачат был не единственным, кто наблюдал космическое тело. Когда тень Луны пролетала где-то над Нью-Гэмпширом, астроном-любитель Линь Цзысюань сфотографировал ее во время полной активности. На сделанном им изображении комета представляла собой едва видимое крошечное пятно на фоне темного неба.

По словам астрофизика и ученого-вычислителя из Исследовательской лаборатории ВМС США Карла Баттамса, с Земли не часто увидишь, как комета «скользит» по Солнцу. Это возможно разве что во время затмений, да и то при использовании специального оборудования.

Как мотылек на огонь: во время затмения заметили летевшую к Солнцу комету

Крошечная комета едва различима на снимке астронома.

ESA/NASA SOHO; Karl Battams

Исследователи хотели бы лучше разобраться в явлении, но это практически невозможно, потому что комета распалась практически моментально после того, как максимально приблизилась к Солнцу. Так что ограниченность данных не позволяет выяснить ни размеров кометы, ни расстояния, на которое она подобралась к испепеляющей звезде.

Само по себе это явление не первое. Кометы, проходящие на расстоянии около 8 миллионов километров от Солнца, впервые увидели с Земли еще в конце XIX века. Фотографировать их тоже удавалось. Например, в декабре 2020-го, во время солнечного затмения над Аргентиной и Чили, сняли плывущую к Солнцу комету C/2020 X3 (SOHO-3524). И ее размеры установить удалось, потому что она «прожила» дольше. По данным НАСА, ширина кометы была около 15 метров и двигалась со скоростью 725 тысяч километров в час.

За другими кометами фотографы тоже охотились. К примеру, ожидалось, что рогатая «комета дьявола» (12P/ Pons — Brooks) будет видна через камеру и, возможно, даже невооруженным глазом. Но обнаружить ее оказалось куда сложнее.

Как ни странно, поиск комет иногда гораздо менее требователен к оборудованию, чем другие виды наблюдений, и некоторые из них можно открыть с помощью простого бинокля.