Новый вид древней акулы может стать недостающим звеном в эволюции таинственной группы рыб, о которой давно спорят ученые

Возраст ископаемого — около 326 миллионов лет

28 марта 2024

Палеонтологи из Калифорнийского государственного политехнического университета, Американского музея естественной истории с коллегами описали ранее неизвестный род и вид акулоподобных рыб, обнаруженный в Арканзасе.

American Museum of Natural History

Cosmoselachus mehlingi обитала в морях девонского периода (палеозойская эра) около 326 миллионов лет назад. И имела несколько причудливых особенностей, которые не сохранились у современных акул. «Девонская акула» может стать недостающим звеном в эволюции таинственной группы рыб, о которой давно спорят ученые.

Окаменелость была найдена около полувека назад супругами Роялом и Джин Мэйпс, профессорами-палеонтологами из Университета Огайо в геологической формации Фейетвилльский сланец. Это геологическое образование позднемиссисипского возраста (358-323 млн лет) тянется от юго-востока Оклахомы до северо-запада Арканзаса. И состоит из плотных осадочных пород — сланцев, сформировавшихся из ила, в которых хорошо сохранились окаменелости древних растений и беспозвоночных.

Когда коллекция Мэйпсов была передана Музею естественной истории в Нью-Йорке, исследователи смогли изучить образцы современными методами. Команда много месяцев реконструировала анатомию древнего существа из ископаемых окаменелостей, включая крошечные кусочки хрящей. Их отсканировали с помощью компьютерной томографии и оцифровали.

«Эти существа являются частью восстановленной экосистемы после массового Девонского вымирания групп рыб. Это время невероятного морфологического разнообразия хрящевых рыб, включая все виды странной анатомии, которых мы не видим у современных акул», — доктор Эллисон Бронсон, палеонтолог из Калифорнийского государственного политехнического университета.

Оказалось, что этот вид обладает в основном анатомическими чертами акул, но имеет удлиненные хрящевые лучи, идущие от жаберных дуг, которые в итоге образуют жаберную «подъязычную крышечку». Это первое подтвержденное свидетельство такого образования у древних хрящевых рыб. Сегодня оно встречается только у некоторых рыб-химер.

Полученный образец специалисты отнесли к отряду загадочных вымерших Симморийформных (Symmoriiformes), которых ранее обнаруживали по всему миру, включая Россию, США, Азию и Южную Америку. Однако разные ученые до сих пор не сходились во мнении об этой группе, относя ее то к акулам, то к рыбам химерам. Теперь Cosmoselachus mehlingi является первым видом и недостающей ветвью в «древе жизни» хрящевых рыб, который похож на акул, но имеет жаберную крышечку, как у химер.