Зачем африканским пингвинам «фартучек в горошек»? Итоги эксперимента, который смутил умных птиц

Орнитологи проверили догадку и поняли, что не ошибались

22 ноября 2023

Animal Behaviour

Исследователи из Туринского университета (Италия) обнаружили, что пингвины умеют отличать друг друга, но не как мы (по лицам) и не как некоторые другие птицы (по звуковым сигналам). Кроме «черных фраков», у них есть точечные узоры на белых перьях груди, и рисунки не повторяются. Так что это не просто «фартучек в горошек», как выяснили авторы, по нему пингвины узнают партнеров. А что будет, если узоры стереть? Результаты необычных экспериментов опубликованы в журнале «Поведение животных».

Высокая социализация

Способность распознавать отдельных особей внутри своей группы считается признаком развитой социализации. Эксперты по поведению животных полагают, что это умение помогло развить сотрудничество. Такой «талант», помимо людей, есть у нечеловеческих приматов и некоторых других социальных животных, включая насекомых.

Известно, что бумажные осы распознают «лица» сородичей, попугаи отличают своих птенцов и дают им нечто вроде имен. Но птицы чаще всего используют для этого звуковые метки, а не визуальные сигналы. Что логично для существ, живущих на ветках и в листве деревьев и кустарников. Некоторые водоплавающие птицы, как лебеди, узнают друг друга, но до сих пор неясно, по каким признакам.

Новое исследование открыло еще один способ того, как птицы могут идентифицировать друг друга. Команда во главе с психологом Луиджи Бачиадонна работала в зоопарке недалеко от Рима, где живет небольшая колония из 12 очковых (африканских) пингвинов. Ученые заметили, что на оперении груди у птиц были узоры из точек, уникальные для каждой особи. Поэтому смотрители парка использовали их, чтобы различать животных. Бачиадонна заинтересовался, а могут ли пингвины делать так же?

Исследователи решили провести эксперимент из трех тестов прямо в зоопарке. Пока пингвинов кормили, они осторожно отлавливали и уводили одного в небольшой вольер. На дальней стене загона были размещены две фотографии других пингвинов в натуральную величину.

«Я милого узнаю по горошку»

В первом тесте на одной фотографии был изображен партнер пойманного пингвина, на второй — случайный член птичьей колонии. Ученые увидели, что испытуемый гораздо больше времени разглядывал фото своей пары (в среднем 23 секунды). И в два раза дольше стоял у изображения партнера.

Animal Behaviour

В следующем тесте на обеих фотографиях был изображен партнер, но на одном из снимков «горошины» на груди были удалены цифровым методом. Пингвины дольше оставались у фотографии со знакомыми точками и рассматривали ее больше времени.

В третьем испытании птицам снова показали изображения с их парой и с чужаком. Но на этот раз точки на груди стерли на обеих фотографиях. По наблюдениям ученых, пингвины больше не узнавали своих партнеров: время, которое они разглядывали снимки и стояли возле них, практически не отличалось.

Авторы пришли к выводу, что это не просто хаотичные рисунки на оперении. Для пингвинов они служат индивидуальными метками, как для нас черты лица и имена. Не так давно идентификация по внешности считалась исключительной и когнитивно сложной чертой человека. Но все больше видов показывают нам, что они тоже так умеют.

Ранее зоологи назвали единственных (кроме людей) животных, которые называют друг друга по именам.