Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Маленький Альберт» и воспитание молотком: как нельзя ставить эксперименты на детях

Немало психологических экспериментов, вошедших в учебники, в наше время невозможно повторить по этическим соображениям. К ним относится исследование, известное как «Маленький Альберт»

Обсудить

Повторять этот опыт не стоит не только из-за его неэтичности. Главная причина — эксперимент, ставший фундаментом нового направления в психологии, — пример того, как нельзя проводить исследования именно с научной точки зрения.

«Маленький Альберт» и воспитание молотком: как нельзя ставить эксперименты на детях
Источник:
Kseniia Glazkova / Alamy via Legion Media

Отец бихевиоризма

В числе молодых талантов, развивавших в начале XX века только что родившуюся науку психологию, был американец Джон Бродес Уотсон, который в 1913 году создал ее новое направление — бихевиоризм (от англ. behavior — «поведение»). Уотсон утверждал, что внутренние психические процессы человека не имеют значения, важно лишь поведение, а оно, в свою очередь, зависит от внешней среды и внешних стимулов. Фактически бихевиористы считали, что действия Homo sapiens ненамного сложнее действий животных, вызванных условными рефлексами.

«Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный особый мир, в котором я буду их растить, и я… выбрав наугад ребенка, смогу сделать его по собственному усмотрению специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, торговцем и даже попрошайкой или вором — вне зависимости от его талантов, наклонностей, профессиональных способностей и расовой принадлежности его предков», — известная цитата из Уотсона точно характеризует его теорию.

Бихевиоризм быстро стал популярен. В 1915 году Уотсон даже возглавил Американскую психологическую ассоциацию — одно из самых влиятельных профессиональных объединений психологов в мире.

История Альберта Б.

Несмотря на признание его теоретических работ, психологу во что бы то ни стало хотелось доказать свою правоту на практике. В конце 1919 года исследователь и его ассистентка и по совместительству любовница Розали Рейнер, работавшие в университете Джонса Хопкинса, начали эксперимент с 11-месячным младенцем. По утверждению Уотсона, ребенок, которого в вышедшей позже статье авторы называли Альбертом Б., был нормально развит.

«Маленький Альберт» и воспитание молотком: как нельзя ставить эксперименты на детях

На первой стадии опыта мальчику показывали живую белую крысу и отдаленно напоминавшие ее предметы — бороду, хлопковую пряжу, мех. Альберт не боялся всего этого. Затем, когда малыш играл с крысой, Уотсон с силой бил молотком по стальной ленте над головой ребенка. Малыш не видел, что делает Уотсон, и пугался звука. Через несколько повторений Альберт стал бояться крысы.

«Маленький Альберт» и воспитание молотком: как нельзя ставить эксперименты на детях

Кроме того, реакция страха перенеслась и на другие предметы, более или менее напоминающие крысу, — белого кролика, меховое пальто, собаку, бороду Санта-Клауса. По словам исследователя, реакция закрепилась минимум на месяц, однако он легко может ее снять. Но ребенка забрали, и дальнейшую его судьбу Уотсон не проследил. Казалось бы, полный успех. Но очень скоро критики поставили методику и результаты работы Уотсона под сомнение.

«Маленький Альберт» и воспитание молотком: как нельзя ставить эксперименты на детях
«Маленький Альберт» и воспитание молотком: как нельзя ставить эксперименты на детях

Оказалось, что время от времени психолог повторял опыт с молотком, «закрепляя» эффект от громких ударов, так что его слова о длительности созданной фобии не соответствуют истине. Более того, Уотсон и Рейнер прекрасно знали, когда именно Альберт покинет госпиталь, и их заявления о легком «переопределении» реакции ребенка сомнительны.

Возможно, если бы психологи действительно попытались сделать это, карьера Уотсона закончилась бы еще раньше: чтобы стереть страхи малыша, ученый собирался показывать ему крысу, одновременно давая конфету и стимулируя половые органы мальчика (!).

СУДЬБА
Борьба за нравственность

Сегодня Уотсон вылетел бы из любого серьезного университета, а то и сел бы в тюрьму за подтасовки эксперимента, этические нарушения и причинения страданий ребенку. На фоне этих «достижений» тот факт, что ассистентка женатого Уотсона была его любовницей, никого бы не заинтересовал. Но в те времена именно из-за романа с аспиранткой звезду психологии в 1920 году «попросили» из университета и больше никуда не взяли. Психолог женился на ассистентке, они счастливо прожили вместе 15 лет до смерти Розали, однако путь в науку для Джона был закрыт навсегда. Но исследователь пошел… в рекламу, где весьма преуспел. Так что ролики и плакаты, щедро снабженные психологическими приемами, — это привет от доктора Уотсона.

После развенчания эксперимента Уотсона бихевиоризм держался еще долго, но в том виде, в каком его понимал ученый, это направление сегодня не существует. Современные психологи давно не считают, что поведение — единственное, на основании чего можно делать выводы о человеке, и поэтому походы к ним имеют смысл.

«Маленький Альберт» и воспитание молотком: как нельзя ставить эксперименты на детях
В 1945 году у американского психолога-бихевиориста Берреса Фредерика Скиннера родилась дочь, и он решил помочь жене ухаживать за ней, поместив ребенка в просторный контейнер, передняя стенка которого заменена на стекло, — «ящик Скиннера». В контейнере поддерживалась комфортная для младенца температура, поэтому родители не пеленали дочь. Соответственно, сокращалось количество стирки, а девочка могла все время двигаться. Вопреки расхожему мнению, ребенок проводил в «ящике» далеко не все время и вырос вполне здоровым. Сегодня некоторые родители тоже используют находку Скиннера
Источник:
DIOMEDIA

История мальчика после прекращения эксперимента оставалась неизвестной вплоть до 2012 года. Исследователи выяснили, что на самом деле Альберта звали Дуглас Мерритт, и его ждала печальная судьба. Ребенок страдал гидроцефалией — заболеванием, при котором в головном мозге скапливается избыток жидкости. От этой болезни, приводящей к различным неврологическим нарушениям, мальчик и умер 10 мая 1925 года в возрасте чуть более шести лет.

И самое неприятное, что Уотсон и Рейнер прекрасно знали о проблемах малыша и отдавали отчет, что испытуемый — совсем не адекватная модель для исследований. Но ради доказательства теорий, в истинности которых психолог не сомневался, он пошел на подлог. Попытки убедить всех (и себя) в собственной правоте любой ценой не такая уж редкость в науке и сегодня, так что нередко фальсификации результатов экспериментов — это не злой умысел, а личная трагедия ученых.

Иллюстрации: Евгений Тонконогий

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2013

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения