Кто-то делает это из любопытства, кто-то на спор, ради преодоления собственного страха, по приколу, просто так — мало ли причин… О самых ярких приключениях обычных туристов — в рубрике «Вокруг света»
Владимир Севриновский
Родился в 1975 году. Кандидат экономических наук. Путешественник, переводчик поэзии, литератор. Объездил почти всю Россию и около 70 стран мира. Автор двух книг. Чемпион России и вице-чемпион мира по игре «Что? Где? Когда?». Живет в Москве.
Справка
Вулкан Бромо
Высота — 2329 метров. Находится в Индонезии, на востоке острова Ява, в котловине вулкана Тенгер. В последнее время довольно активен. При извержении 2004 года погибли два человека.
Легенда
В XV веке племенами, живущими у вулкана, правили принцесса Роро Антенг и ее муж Жоко Сегер. Наследников у них не было, и они попросили помощи у горных богов на вершине Бромо. Те дали им 25 детей, но последнего, по имени Кесума, пришлось в благодарность за это принести в жертву, сбросив в кратер вулкана.
В черной-черной котловине среди черных-черных полей и черных-черных деревень на востоке Явы стоит черный-черный вулкан Бромо… К нему-то я и направлялся. Уже километров за пятьдесят стало ясно, что великий курильщик основательно подготовился к приему гостей. По небу широкой полосой плыл дым. Лобовое стекло крошечной маршрутки, заклеенное разноцветным пластиком так, что было похоже на амбразуру танка, покрылось густой пылью, в которой вязли дворники. Стало темно, как ночью. Кто-то из пассажиров пытался защититься марлевой повязкой, кто-то просто обматывал лицо рубашкой, но кашляли все.
Машина должна была довезти до деревни, стоявшей на краю гигантского кратера древнего вулкана Тенгер, внутри которого и находится Бромо, однако километров за пять до нее водитель припарковался у какого-то хостела (явно договорившись заранее с его владельцами) и объявил, что двигатель сломался. Дескать, живите здесь. Мои случайные спутники так и поступили, а я, навьючившись рюкзаком, потопал к деревне. К счастью, ветер дул в сторону вулкана, так что дышать было можно.
Казалось, меня занесло на незнакомую планету. Все было покрыто пеплом до горизонта. Капуста на полях превратилась в аккуратные серые холмики. Селяне, пользуясь передышкой, очищали дома. Трудились все. Надо было торопиться — достаточно небольшого дождя, чтобы пепел превратился в цемент, под тяжестью которого дом может сложиться, как картонная коробка. Даже трехлетний ребенок, сидя на краю крыши у водосточного желоба, ковырял серую массу детским совочком. Линии электропередачи были повреждены, поэтому к вечеру дома окутал зловещий мрак, изредка рассекаемый то ли вспышками молний, то ли отсветами извержения. Деревня, куда еще недавно множество туристов приезжало полюбоваться на вулкан, переживала не лучшие деньки. Похоже, я был здесь единственным гостем.
Переночевав в деревне, в совершенно пустом отеле без света, рано утром я отправился в гости к Бромо. Местные пытались меня отговорить, рассказывая об опасностях и запрете приближаться к вулкану менее чем на два километра. Когда это не помогло, они заявили, что тропа на дно котловины разрушена. Но я был упрям.
Склон круто обрывался в котловину Тенгера с тремя молодыми вулканами внутри, похожую на титаническое гнездо с капризными и шумными птенцами. Пришлось ползти вниз по едва различимой тропинке, продираясь сквозь колючие кусты. Я то и дело оскальзывался и цеплялся за ветки, щедро посыпая голову пеплом. Впоследствии выяснилось, что аборигены соврали, и неподалеку была относительно расчищенная дорога, по которой спускались на лошадях и мотоциклах местные экстремалы и спасатели.
В котловине старика Тенгера, неподалеку от подножия Бромо, стоит святилище. Когда-то в жертву горным богам приносили детей. Теперь же раз в год индонезийцы проводят здесь красочные церемонии, после которых поднимаются по лестнице к жерлу вулкана и сбрасывают в кратер фрукты, рис, цветы, домашнюю птицу и мелкий рогатый скот. Судя по частым извержениям, такая диета богов не очень впечатляет. Полюбовавшись на их статуи, по традиции украшенные цветами (уже пожухшими), и резные двери, испещренные священными свастиками — символами солнца, я заметил, что ветер все еще дует в противоположную сторону и площадка для жертвоприношений на вершине Бромо не затронута основным столбом дыма. Искушение было слишком велико. Я подошел к конусу вулкана и увидел, что ступени церемониальной лестницы скрыты под толстым слоем пепла. Кое-как, набрав полные ботинки вулканической пыли, я вскарабкался на площадку и… заглянул в кратер. К моему разочарованию, кислотное озеро, славившееся своей красотой, исчезло, видны были лишь бесконечные потоки дыма, метавшиеся по всей воронке. Иногда дым шел даже вниз, в самый провал, словно гора вдыхала его. Камера фокусировалась с трудом, так что вскоре я попрощался с Бромо, объяснил ему, что курение вредно для здоровья, и отправился восвояси. Сделал я это вовремя — не успел скатиться к подножию, как ветер переменился, и оставшаяся позади крохотная площадка утонула в плотном дыму.
Фото автора
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2013