Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Люди моря: как живет народ моту в Папуа — Новой Гвинее

Деревня Хануабада в Папуа — Новой Гвинее была первой, куда приплыли белые люди. Капитану Морсби понравилась лагуна, и он высадился в ней. Сейчас вокруг деревни город Порт-Морсби. Но народ моту, живущий в Хануабаде, еще верен традициям

Обсудить
Люди моря: как живет народ моту в Папуа — Новой Гвинее
У деревенской детворы не так уж много развлечений, зато понырять можно буквально «во дворе» своего дома. Ведь вся деревня Хануабада стоит на сваях

Памятка путешественнику
Папуа — Новая Гвинея. Порт-Морсби

Расстояние от Москвы до Порт-Морсби ~ 12 100 км (от 23 часов в полете с двумя пересадками)
Время на 6 часов опережает московское
Виза оформляется через посольство Австралии
Валюта кина (1 PGK ~ 20,5 руб. по состоянию на сентябрь 2021)

«Тай» на языке моту означает «плач», а «бо» — «качать ребенка в плетеной сумке». Поэтому название нашего клана Ботай можно перевести как «успокаивание плачущего ребенка». Оно сложилось исторически: мужчины уходили в море ловить рыбу, а женщины работали в огородах. Детей оставляли одних, и они постоянно плакали. Если кто-то из женщин сидел дома, туда сносили всех детей. Няньки менялись, и дети никак не могли привыкнуть к новым. Люди из соседних кланов часто спрашивали, почему ваши дети всегда плачут. Так нас стали звать Ботай.

Люди моря: как живет народ моту в Папуа — Новой Гвинее

Герой
Бои Бои

Старейшина клана Ботай. Родился в 1940 году в деревне Хануабада. Всю жизнь работал клерком, сейчас на пенсии, заведует делами клана. Владеет языками моту, ток-писин и английским.

Люди моря: как живет народ моту в Папуа — Новой Гвинее
Выкуп за невесту собирают со всех членов клана. Свинья — лучший вклад в общее дело

— До войны мы все жили в традиционных домах на воде. Наши хижины, как и сейчас, стояли в воде на столбах, крыши были крыты соломой. Потом в деревню пришли австралийские солдаты и по ошибке сожгли все дома. Нас переселили в другое место, мы вернулись лишь в 1946 году, и австралийцы помогли отстроить деревню заново из подручных материалов. Мы до сих пор живем на воде, но уже в более современных домах.

Люди моря: как живет народ моту в Папуа — Новой Гвинее
Большая часть аборигенного населения Папуа — Новой Гвинеи формально обращена в христианство

Коренные жители
Моту

Живут в Центральной провинции Папуа — Новой Гвинеи, в районе Порт-Морсби. Название произошло от языка моту, на котором они говорят. Общая численность — 39 000 человек. Из них 16 000 живет в деревне Хануабада. Ее жители считаются самыми гостеприимными в Папуа — Новой Гвинее. Деревня расположена на берегу залива Папуа, дома стоят на высоких деревянных столбах прямо на воде. Хануабадцы живут кланами. В клане Ботай 300 человек.

Люди моря: как живет народ моту в Папуа — Новой Гвинее
В домах Хануабады ванных нет, поэтому дети купаются в бочках

— Мы люди моря. Море для нас — жизнь. Оно дает нам рыбу, морепродукты. Наш народ всегда использовал жемчужные раковины в качестве денег. Их до сих пор в некоторых островных регионах страны можно обменять на кину — валюту Папуа — Новой Гвинеи. Само слово «кина» произошло от названия жемчужной раковины на одном из наших языков. Женщины используют эти ракушки также в качестве украшений, они могут быть частью выкупа за невесту.

Люди моря: как живет народ моту в Папуа — Новой Гвинее
Обряд выкупа невесты — даава — праздник для всех. Женщины и девочки клана одинаково нарядны

— Мужчины нашего клана охотятся на кенгуру и диких свиней. Мы уходим на холмы, там расставляем ловушки и идем на другую сторону, где начинаем жечь траву. Кенгуру бегут от огня и попадают в сети. Тогда мы забиваем их копьями. Детенышей забираем живьем и держим в клетках, пока они не подрастут. Сейчас все меньше и меньше мужчин занимается охотой и рыболовством. Многие из нас живут жизнью белого человека.

Буай — так мы зовем бетельный орех. Это наш наркотик. Когда смешаешь его с известью и пожуешь, слюна становится красной, а температура тела повышается. Это помогает нам переносить жару и голод, а еще отбивает запах мяса или рыбы изо рта. Раньше считалось очень некультурным поесть и потом с кем-то разговаривать, не пожевав предварительно бетель. Он пришел в наши земли из других провинций, предки выменивали его на ракушки или рыбу. Потом мы сами научились сажать бетелевые пальмы. Известь мы делаем из морских ракушек и кораллов. Наши женщины собирают их на берегу, потом мы жарим их на костре, сушим на солнце и перетираем в порошок. У настоящих моту всегда красные зубы. Мы жуем буай без остановки.

Люди моря: как живет народ моту в Папуа — Новой Гвинее
Стены внутри домов моту часто расписаны сюжетами из истории народа

В благодарность за это я выплатил выкуп ее родителям. Раньше, когда мужчина достигал брачного возраста, его отец выбирал ему невесту. Сейчас наши сыновья сами выбирают себе жен. И если нам, отцам, нравится выбор, мы «покупаем» им этих девушек. Но деньги платятся не сразу. После свадьбы новая жена переселяется в дом семьи мужа, и его родители присматриваются к ней несколько лет: уважает ли она старших, не смотрит ли на других мужчин и может ли дать потомство. Это время дается новой семье, чтобы окрепнуть и скопить денег. Через несколько лет, если жена не гулящая и родила детей, за нее выплачивается выкуп.

Символом богатства и благополучия в нашей культуре считаются свиньи. За хорошую невесту могут отдать и двадцать, и пятьдесят свиней. Еще в ход идут украшения, рис, мука, сахар, ну и конечно, деньги. В истории нашей деревни самый большой выкуп был около 75 000 долларов. За свою дочь я получил 13 свиней и 30 000 долларов. Такие средства собираются годами с разных семей клана. После выплаты выкупа невеста переходит в полное владение семьи мужа и уже не может от него уйти.

Люди моря: как живет народ моту в Папуа — Новой Гвинее
Житель Хануабады несет детеныша кенгуру в клетку, где его будут откармливать в течение нескольких месяцев, чтобы потом накормить мясом всю семью

— Самый большой праздник в нашей деревне — это Хири-Моале. Когда-то наши предки пережили тяжелое время — совсем не было урожая из-за засухи. Тогда женщины из глины вылепили горшки, а мужчины сделали огромные каноэ — лагатои, на которых отправились по морю в провинцию Галф, где обменяли горшки на еду. Когда подул западный ветер, мужчины вернулись в деревню, а женщины и дети вышли в национальных костюмах на берег встречать их. Мы до сих пор помним те времена, и раз в году, в сентябре, строим лагатои, и самые красивые девушки танцуют в честь предков.

Из нашей деревни хорошо виден центр Порт-Морсби. Небоскребы и офисы. Я и мои соплеменники хотим, чтобы лучшая жизнь пришла и в нашу деревню. Но только если мы, коренные жители, будем признаны правительством страны владельцами наших земель. Хануабада находится в очень привлекательном для инвесторов месте, цивилизация наступает на нас. В самом начале деревни раньше стояли дома, теперь здесь банк и супермаркет. В наши воды сбрасывают землю с других строительных площадок, а ведь здесь мы ловим рыбу.

Люди моря: как живет народ моту в Папуа — Новой Гвинее
В Хануабаду не приезжают мусоровозы из Порт-Морсби, поэтому все отходы скапливаются в огромных количествах прямо у домов моту

— Все знают народ моту как самых мирных жителей Папуа — Новой Гвинеи. Все знают, что мы не пойдем воевать. И каждый день метр за метром у нас отбирают землю, и никто не спрашивает нашего разрешения. Но я все же надеюсь, что наша деревня не исчезнет со временем. Мы ведь часть культуры этой страны.

Люди моря: как живет народ моту в Папуа — Новой Гвинее
До небоскребов Порт-Морсби из Хануабады рукой подать

— Мы надеваем костюмы, уходим работать в город, в банки и офисы. Ходим в супермаркеты. А по вечерам возвращаемся в наши дома на воде, кормим свиней, ловим рыбу, охотимся. Наверно, так и надо. Быть посередине — это способ выжить в новых условиях и остаться верными традициям предков.

Обряд даава, или выкуп невесты, — один из главных у нашего народа. Я горжусь тем, что моя жена родила много детей.

Что нужно сделать в Хануабаде

Увидеть здание парламента, построенное в стиле тамбарана — традиционного дома для мужчин, где проводятся ритуалы и посвящения.

Съесть гигантского краба из залива Папуа, маринованного в соусе чили, в ресторане Magi Seafood в районе Гордонс (60 кин за краба).

Выпить местного пива SP (от 4 кин в магазинах до 10 кин в ресторанах и отелях).

Жить в Airways Hotel, расположенном в живописном месте недалеко от аэропорта Порт-Морсби вокруг настоящего самолета, с множеством уровней и переходов с этажа на этаж (от 400 долларов за ночь).

Перемещаться в автобусах PMV. Проезд от 50 тойя (полкины) до 1 кины. Проблемы: очень трудно понять маршрут, к тому же в автобусах часто грабят.

Купить в подарок деревянные лук и стрелы (от 50 кин), для себя — билум, местную сумку, сделанную из шерсти, перьев птицы касавари, шкур опоссума или древесного кенгуру (цена — от 20 кин).

Фото: Влад Сохин, DIOMEDIA, GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM, SHUTTERSTOCK

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2014, частично обновлен в сентябре 2021

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения