Даже Новый год — не число в календаре, а цепочка церемоний, растянутых на несколько месяцев. «Вокруг света» продолжает серию публикаций о необычных ритуалах и обрядах, свидетелем которых стал Леонид Круглов.
Новый год в Тибете начинают праздновать в первый день первого лунного месяца (в конце февраля — начале марта, например в 2014 году — 2 марта, в 2022 году — 2 февраля. Прим. Vokrugsveta.ru). В храмах возносят Великие молитвы в честь 15 чудес Будды, благодаря которым, по легенде, буддизм утвердился на Тибете. Пятнадцать дней подряд (по одному дню на каждое чудо) проходят службы, завершающиеся красочными театрализованными представлениями. Считается, что эти две недели и есть тибетский Новый год. На самом деле церемонии продолжаются до середины мая.
Памятка путешественнику
Индия, город Лех
РАССТОЯНИЕ от Москвы — 3870 км (от 5 часов полета без учета пересадок)
ВРЕМЯ опережает московское на 1,5 часа
ВИЗА оформляется в посольстве или визовом центре
ВАЛЮТА индийская рупия (1 INR ~ 1 рубль в 2021 году)
Индия: пророчества молчаливых монахов
Путешествие по Тибету я начал с индийского города Лех, куда приехал на тринадцатый день празднования 15 чудес Будды. Хозяева постоялого двора, пожилая пара, собирались на праздник: бегали по дому, второпях облачаясь в пестрые наряды. Сын хозяев Лакпа, мой проводник, объяснил, что все едут на церемонию Награнг услышать пророчества на грядущий год.
Храм Матхо, где проходила церемония, расположен в 30 километрах от Леха, на берегу реки Инд. К моменту нашего приезда вокруг площади у храма собралось около сотни человек. В руках все держали еду: рис, лепешки, фрукты — подношения духам, как пояснил Лакпа. Прозвучал гонг. Появились двое мужчин в красно-желтых туниках с саблями в руках. Они вышли в центр площади и, опустившись на землю, приняли позу лотоса. Несколько человек из толпы подошли к ним, положили рядом дары и сели напротив.
— Это избранные монахи, — сказал Лакпа. — Они будут делать предсказания тем, кто задаст им вопрос.
Когда перед монахами собралась гора подношений и все желающие получили свои пророчества, решился подойти и я.
— Путешествуя, ты познаешь жизнь, — только взглянув на меня, сказал монах. — Выбирай правильные дороги, какие — подскажет голос внутри.
Вдруг монахи-прорицатели резко подскочили на ноги. Размахивая саблями и неистово крича, они стали носиться по площади, забежали в храм и через мгновение оказались на крыше. Монахи скакали по самым краям, не боясь упасть. Я был ошеломлен. Лакпа объяснил, что так прорицатели «выпускают духов». Завершилось действие, когда несколько других монахов за руки увели прорицателей внутрь храма. Люди стали расходиться.
По дороге домой Лакпа рассказывал, что в каждом монастыре в конце года выбирают двух человек из числа монахов, которые на месяц уходят в ретрит — уединение. Они сидят в темном помещении и молчат, лишь изредка читая мантры, до тех пор, пока не впадут в транс. Так монахи связываются с духами, которые на рубеже годов наиболее сильны.
Китай: замерзшие дети Будды
После завершения празднования 15 чудес Будды наступает время паломничества: люди из разных областей Тибета направляются в китайский поселок Лабранг, расположенный на высоте около 3000 метров в долине реки Дася.
В центре Лабранга находится одноименный монастырь, один из самых больших в Тибете. По случаю Нового года там вывешивают старинное 27-метровое изображение Будды, нарисованное на холсте. К нему и идут паломники.
В Лабранг мы отправились на машине. По пути, километрах в десяти от города, наткнулись на группу людей. Около 200 человек в полной тишине лежали на земле лицом вниз. Через минуту все как один поднялись на ноги. Затем, вытянув руки таким образом, будто собираются нырнуть в воду, медленно опустились на землю, протаскивая тело вперед. Такой способ передвижения называется «простирание». Как объяснил мне Лакпа, это особо религиозные тибетцы, которые считают, что, только преодолевая себя (ползти тяжело, тем более в 25-градусный мороз), они имеют право обратиться с просьбой к Будде. Но большинство паломников приходят в монастырь пешком или даже приезжают на машине, как мы. Пока Лакпа объяснял мне суть происходящего, раздался гонг. Люди достали еду — начался привал.
Мы присели рядом с супружеской парой. Вангьял и Дава в течение 20 лет со дня свадьбы каждый год проходят через «простирание». В начале паломнической жизни они молили Будду о детях, но сейчас у них другая цель.
— Будда услышал наши молитвы, — рассказал Вангьял. — Сейчас у нас шестеро детей и четверо внуков. Теперь мы идем сказать спасибо.
Вскоре вновь прозвучал гонг. Люди свернули вещи, мы попрощались с Вангьялом и Давой, которым предстояло еще долго «ползти», сели в автомобиль и отправились в путь. Через час добрались до монастыря. Погода ухудшилась: пошел снег.
Вдоль стен Лабранга тянулась паломническая тропа длиной в три километра — это последний этап пути. К нашему приезду вся тропа была забита людьми. Паломники медленно передвигались, раскручивая тяжелые молитвенные колеса мани — двухметровые барабаны с начертанными на них мантрами. Они расположены по всей тропе.
— Один поворот мани равносилен множественному прочитыванию мантры, — пояснил Лакпа.
Мы вошли на территорию монастыря. На снегу в позе лотоса в тонких одеждах неподвижно сидели около 100 монахов.
ЛЕГЕНДА
15 чудес Будды
Когда Будда начал проповедовать, ученики шести монахов-аскетов покинули наставников ради него. Монахи возненавидели Будду и стали прилюдно издеваться над ним. Чтобы проучить насмешников, Будда пообещал в течение 15 дней творить чудеса: по одному в день. После исполнения чудес в Тибете признали учение Будды. Теперь каждый Новый год здесь начинается с вспоминания этих чудес.
1-й день. Будда воткнул в землю зубочистку, и из нее выросло дерево с огромными плодами, заслонившее кроной небосвод, солнце и луну.
2-й день. Мановением руки Будда сотворил по обеим сторонам от себя высокие горы с растущими на них фруктовыми деревьями.
3-й день. Будда ополоснул рот водой и выплюнул эту воду на землю — образовалось озеро с цветущими лотосами.
4-й день. Из озера раздался голос, проповедовавший учение Будды.
5-й день. Будда улыбнулся — и разлился свет, благословивший всех вокруг.
6-й день. Последователи Будды познали мысли друг друга и узнали о воздаянии, которое ожидает грешников и праведников.
7-й день. Будда предстал перед учениками в окружении воздававших ему хвалу царей.
8-й день. Будда создал пять свирепых чудовищ, прогнавших лжеучителей. После этого 91 тысяча их последователей перешла на сторону Будды.
9-й день. Будда вырос до небес и начал проповедовать свое учение обитателям всех миров.
10-й день. Будда стал видимым одновременно во всех царствах.
11-й день. Тело Будды обратилось в свет, наполнивший сиянием тысячи миров.
12-й день. Из тела Будды вышел золотой луч, осветивший царства трех тысяч миров.
13-й день. Будда испустил из пупа два луча, увенчанных цветами лотоса. В каждом цветке появились отражения Будды, из пупов которых так же поднималось по два луча, увенчанных лотосами. И это продолжалось до тех пор, пока Будда не заполнил всю Вселенную.
14-й день. Будда сотворил огромную колесницу, которая достигла мира богов. Из нее появилось множество подобных колесниц. Управляемые Буддой, они наполнили светом все миры.
15-й день. Будда наполнил едой все сосуды города. Еда в каждом из них отличалась по вкусу. Затем Будда рукой коснулся земли, она разверзлась, и все увидели ад, в котором страдали души людей, стремившихся получать от жизни только наслаждение. Будда воссоединил землю и продолжил проповедовать.
Пройдя мимо них и паломников, стоящих на коленях перед изображением Будды, мы подошли ко входу в центральный храм монастыря. Там нас ждал настоятель этого храма Гэгээн Дорджи, который показал нам владения. На одной из площадей монастыря я заметил группу мальчишек лет десяти. Босиком под открытым небом, в тонких майках и шароварах дети стояли за спиной взрослого монаха и старательно повторяли его движения. Дорджи объяснил, что это новички: в это время набирают группу будущих монахов. По одной в год.
— Самое важное — энергетика, — улыбнулся Гэгээн. — Дети мерзнут сейчас, но вскоре научатся управлять своей энергией, ведь она — показатель силы. Даже настоятеля монастыря выбирают по интенсивности излучения телом тепла. После смерти прежнего настоятеля претенденты на место главы монастыря выходят на заснеженную площадку рядом с храмом. Садятся в позу лотоса. Тот, вокруг кого за три часа растает больше снега, считается обладателем сильнейшей энергетики. Он и становится настоятелем.
Мы с Лакпой прожили в Лабранге около полутора месяцев. Лишь к моему отъезду людей, изо дня в день приходивших к Будде, стало меньше. Начались приготовления к завершающей зимней церемонии, ее я застал в середине мая в Непале.
Непал: распятая кукла невежества
В городе Ло-Мантанг, столице королевства Мустанг, меня ждал придворный астролог Гьяцо Намгал. Он помог разобраться в главном тибетском религиозном празднике Сага Дава, на котором проводятся заключительные церемонии, связанные с началом года.
Около полудня на центральной площади города было уже не пройти — люди возлагали подношения храмам. Ровно в полдень зазвучали трубы. На улицу вынесли изображение Падмасамбхавы — учителя буддизма, проповедовавшего в Тибете в VIII веке. Появились люди в красочных нарядах с благовониями в руках. Затем на площадь вышли танцоры в костюмах, изображающие богов буддийского пантеона, и стали разыгрывать сценки из тибетских религиозных мифов.
Внезапно танцы прекратились, выбежали два человека в костюмах скелетов. С криками под барабанную дробь они достали из мешка тряпичную куклу длиной около 50 см. К ее рукам привязали две веревки и, потянув за них в разные стороны, будто распяли.
На площади появился мужчина в яркой шляпе с кинжалом в руке. Он схватил куклу, делая вид, что она сопротивляется, завернул ее в черную тряпку, бросил на землю и пронзил кинжалом. Публика возликовала.
— Это кукла невежества, — комментировал происходящее Гьяцо. — Символ человеческой ограниченности, страхов, духовной бедности. Убивая ее, танцоры искореняют невежество из сердец людей. Теперь присутствующие могут лучше понять буддизм.
После возвращения в Москву я задумался, изменился ли за время путешествия? Стал ли меньше спешить, чаще прислушиваться к голосу внутри и реже зацикливаться на сиюминутных событиях? Хочется верить, что да. Конечно, это не просветление, к которому тибетцы идут годами, но я хотя бы начал иначе относиться к жизни.
Что нужно сделать в городе Лех
УВИДЕТЬ Лехский дворец, важнейший центр индийского Тибета, построенный в XVII веке. Попасть сюда можно по извилистой горной дороге и только с июня по сентябрь (в остальное время перевалы под снегом).
СЪЕСТЬ цампу. Муку из поджаренных зерен ячменя употребляют, смешивая с часуймой. Цена за порцию — от 150 рупий.
ВЫПИТЬ часуйму — традиционный тибетский чай. В его состав входят чай, масло, молоко и соль. Все это взбивается в ступе. Цена за стакан ~ 85 рупий.
ЖИТЬ в гостинице в Лехе (от 3000 рупий в сутки с завтраком и ужином) или в домах местных (от 700 рупий в сутки с завтраком и ужином).
ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ на автомобиле. Аренда автомобиля без водителя — от 1000 рупий в день, с водителем — от 1500 рупий.
КУПИТЬ в подарок изображения Будды (от 200 рупий), для себя — украшения с натуральными камнями (от 1200 рупий за серебряное кольцо с бирюзой).
Впечатления и фотографии Леонид Круглов
Фото: DIOMEDIA (X2), SHUTTERSTOCK (X2), LAURA BLANKENSHIP (CC-BY-SA), NASA’S EARTH OBSERVATORY
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2014