Жизнь в семье — это привилегия. Член семьи всегда получит защиту, но он должен строго следовать законам клана и делать то, что ему положено по статусу. И никогда не идти против семьи. Те, кто не соблюдают правила, будут изгнаны навсегда. Впрочем, нарушители встречаются редко — все причастные к cosa nostra исполняют свой долг добровольно и с радостью.
ЗООСПРАВКА
Сурикат
Suricata suricatta
Класс — млекопитающие
Отряд — хищные
Семейство — мангустовые
Род — сурикаты
Небольшие — до 35 см без хвоста — хищные млекопитающие, живущие в Южной Африке, в основном в пустыне Калахари. Сурикаты живут семьями от 20 до 50 особей, но потомство дает только доминантная пара. В дикой природе средняя продолжительность жизни редко превышает 7–8 лет. В неволе сурикаты живут до 15 лет.
«Ничто мне так не чуждо в этой жизни, как беспечность. Женщины и дети могут быть беспечными, но не мужчины»*
День сурикатов начинается с рассветом. В отличие от других представителей семейства мангустовых эти зверьки по ночам спят, а делами занимаются под испепеляющим солнцем Южной Африки. Первым из норы появляется дозорный. Он проверяет, нет ли поблизости врагов, и, если все чисто, сигнализирует остальным членам семьи: «Можно вылезать!» Долгие часы, пока родственники будут греться, играть, искать еду и отдыхать, дозорный ни на минуту не оставит пост, даже в полдень, когда воздух прогреется до 60 градусов по Цельсию. Чаще всего покой клана бережет альфа-самец, «крестный отец» семейства. Только он может оплодотворить главную самку, которую почитают все остальные члены большой семьи.
* Здесь и далее правила жизни Вито Корлеоне — героя романа Марио Пьюзо «Крестный отец», экранизированного Фрэнсисом Фордом Копполой
Перед тем как отправиться на поиски еды (а маленькие подвижные сурикаты вынуждены есть почти все время), животные согреваются, подставляя солнцу спину и живот. Зимой ночные температуры опускаются до минус десяти градусов по Цельсию, и с утра нужно время, чтобы прийти в себя. Но очень скоро «крестный отец» призывает всех отправиться в путь. Семья сурикатов контролирует территорию до трех квадратных километров, на которой животные прокапывают разветвленные норы и системы тоннелей. Альфа-самец регулярно обновляет границы семейных владений, помечая их пахучими веществами. Налетчики из других семей и одинокие бродячие самцы норовят проникнуть внутрь чужой территории, так что дозорные высматривают не только хищников, но и соплеменников.
Чтобы увидеть опасность как можно раньше, наблюдатель забирается на самый высокий холм или дерево и стоит, вытянувшись на задних лапах. Если все спокойно, дежурный регулярно издает характерные звуки, давая знать остальным членам клана, что он на посту. Об опасности дозорный сообщает резким громким криком.
Главные враги сурикатов — хищные птицы, особенно орлы. При их появлении семья немедленно бросается в ближайшее укрытие — если орел настигнет беглеца, шансов спастись не будет. С шакалами, которые тоже не прочь пообедать симпатичными зверьками, сурикаты ведут себя иначе. Взрослые окружают детенышей и встают на задние лапы. Обычно шакалы не нападают на группу сурикатов и отступают.
ТЯГОТЫ ЖИЗНИ
Обыденные рекорды
Чтобы выжить в пустыне, сурикатам приходится ежедневно справляться с нагрузками, которые легко убили бы человека.
Обезвоживание. Зимой в Калахари может месяцами не быть дождей, поэтому сурикаты приспособились получать всю необходимую воду из кореньев, фруктов и съеденных животных.
Слепящее солнце. Там, где живут сурикаты, облака — редкое явление. Круги из черной шерсти вокруг глаз поглощают избыток света, позволяя животным смотреть прямо на солнце, чтобы, например, заметить летящего орла.
Экстремальные физические нагрузки. Ежедневно с утра до полудня, пока еще не очень жарко, каждый член семьи вырывает около 400 ям, а выкопанный одним зверьком песок в 50 раз тяжелее его самого. При этом клан в среднем проходит около километра.
Песок в глаза. Глаза зверьков надежно защищены от песчинок мигательной перепонкой, или третьим веком. Кроме того, во время раскопок животные закрывают уши.
«Помогаешь растить детей — молодец. Тот, кто не умеет быть отцом, не может считаться настоящим мужчиной»
Дети — главная забота семьи после поисков еды. Право на размножение есть только у доминирующей пары, а все остальные родственники помогают самке воспитывать молодняк. Они защищают детенышей, подкармливают их, а во время отдыха выкусывают из шерсти паразитов.
Когда малышам исполняется месяц и они начинают выползать из нор, многочисленные братья-сестры-дяди-тети учат их искать пищу и охотиться. Сурикаты едят почти все, что находят в песке и под камнями: насекомых, ящериц, небольших змей, птичьи и черепашьи яйца, пауков. Благодаря иммунитету к яду зверьки поедают даже скорпионов, хотя их уколы и болезненны. Чтобы детеныши научились справляться со строптивой добычей, старшие приносят им скорпионов живыми.
«Ничего личного. Только бизнес»
С виду безобидные, постоянно готовые играть, сурикаты безжалостны к вражеским кланам, и стычки между животными нередко заканчиваются убийствами. Главная причина раздоров — территория: в поисках еды семьи регулярно покушаются на владения соседей.
Чтобы во время схватки казаться больше, сурикаты распушают мех, прыгают и громко кричат. Иногда этого бывает достаточно, и противник уходит, но когда одна из сторон чувствует явное преимущество, завязывается драка, причем ведется она не по правилам чести. Несколько сурикатов выбирают жертву из вражеского семейства, нападают на нее, кусают и рвут когтями.
Победивший клан занимает территорию поверженного и убивает всех членов проигравшей семьи, в том числе детенышей. Кроме того, если сурикаты заметят доминантного самца другого семейства, который неосторожно отойдет слишком далеко от родственников, они обязательно попытаются прикончить и его.
«Сицилийские женщины опаснее ружей»
Хотя альфа-самец выполняет самую тяжелую работу, в действительности семьей управляет доминантная самка. В обществе сурикатов царит матриархат, и именно «крестная мать» решает, где клан будет сегодня искать пищу, стоит ли наказать кого-то из низших самок и даже посчастливится ли альфа-самцу еще раз стать отцом.
Также глава семейства печется о том, чтобы в клан поступали новые гены. Без «свежей» ДНК в хромосомах членов семьи будут накапливаться мутации, и животные не смогут быстро приспособиться к изменениям окружающей среды. Поэтому доминантная самка, так же как дозорный, внимательно следит, не приближается ли к семейству одинокий самец. Родственники отгоняют его подальше, но «крестная мать» нет-нет да и ускользнет к бродяге. Через 11 недель на свет появятся от двух до пяти детенышей, которых ничего не подозревающие альфа-самец и другие члены семьи будут воспитывать наравне со всеми остальными.
Впрочем, и подчиненные самки нередко находят счастье с пришлыми самцами. Незаконные беременности часто заканчиваются выкидышами, но если детеныши все же рождаются, мать старается перемешать их с отпрысками главной самки. В одном случае из пяти трюк удается, а остальных младенцев ждет печальная участь быть съеденными разгневанной предводительницей семейства. Провинившуюся самку наказывают, но после этого она продолжает растить детенышей альфа-самки, выкармливая их молоком. Сама мать семейства проводит с детьми мало времени. Она регулярно вылезает из норы, чтобы поесть, оставляя потомство на родственниц.
* * *
Жизнь в семье сурикатов кажется тяжелой и несправедливой. Но как и в настоящей cosa nostra, при должной осторожности зверьки могут позволить себе отступить от правил, внешне тщательно соблюдая регламент. И все же благодаря жесткой дисциплине и иерархии кланы этих животных выживают — и даже процветают — в убийственном климате пустыни Калахари.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2014, частично обновлен в октябре 2023