«Вокруг света» продолжает серию публикаций об удивительных обрядах и ритуалах, свидетелем которых стал путешественник Леонид Круглов.
В 1949 году на фестивале в перуанском городке Паукартамбо антрополог Оскар Нуньес дель Прадо услышал диалог двух индейцев. Они разговаривали на древнем диалекте кечуа — языке инков. Позднее дель Прадо обнаружил, что в горах живут более 600 человек, говорящих на этом языке. Индейцы называют себя кьеро и утверждают, что они — потомки инков. Кьеро предпочитают держаться подальше от цивилизованного мира и не собираются покидать горных убежищ. Завороженный этой историей, я отправился в Перу, чтобы найти кьеро и увидеть своими глазами церемонию Инти Райми, посвященную главному божеству инкского пантеона — богу солнца Инти. Проходит она в день зимнего солнцестояния 22 июня.
* * *
Из Паукартамбо, расположенного на высоте 3000 метров над уровнем моря, мы с проводником четыре дня поднимались на лошадях по серпантину. И добрались до Гран-Кьеро, деревушки из восьми каменных домиков с соломенными крышами. Вождь племени Бенито Мачака, коренастый мужчина в разноцветной накидке из мешковины и яркой вязаной шапочке с ушками, какие носили инки, немного говорил по-английски. Узнав, что я исследую традиции инков и хотел бы увидеть церемонию Инти Райми, Бенито позволил мне остаться.
По словам вождя, почти 500 лет назад, во время захвата территорий инков испанцами, группе людей удалось спрятаться в горах. От них-то и произошли кьеро.
— Нас часто обвиняют во лжи, — сказал Бенито. — Будто мы придумали свою историю. Это ужасное оскорбление для инков. Дедушка всегда говорил мне: «Не лги, не воруй, не ленись». Зачем нам было придумывать такое? Ради славы? Мы не хотели ее — это не мы просили нас найти, это вы нас нашли.
Я провел два дня в доме у Бенито. Каждое утро все жители деревушки, за исключением детей и людей старше 50 лет, шли обрабатывать поля. Оставшиеся в поселении взрослые готовили еду на всех и убирали жилища. Так же, судя по историческим данным, жили и инки. Раз в несколько дней два молодых кьеро отправлялись пешком в город. Как объяснил Бенито, они меняют собранный урожай на необходимые вещи, например веревки, мешки, кое-что из одежды…
Гран-Кьеро — самое большое поселение потомков инков. Остальные дома кьеро затеряны в горах. Рядом могут располагаться максимум два дома, и то принадлежащие членам одной семьи. Но раз в год многие жрецы, которые живут не так далеко от Гран-Кьеро, приходят сюда, чтобы вместе с вождем отправиться в священное место.
Гибель детей Солнца
Государство инков существовало с начала XIII века. По легенде, первый инка Манко Капак с женой и сестрой был послан на землю своим отцом — Солнцем, чтобы покорить варварские народы, научить их ремеслам и земледелию. Дети Солнца основали город-государство Куско. В 1438 году инки стали завоевывать окружающие территории. В результате образовалась империя Тауантинсуйу со столицей в Куско. В 1525 году, после смерти одиннадцатого правителя и последнего из старших членов королевской династии, началась борьба за власть между наследниками.
В 1532 году в Перу пришли испанцы. Конкистадор Франсиско Писарро захватил Куско. В течение последующих лет Писарро постепенно уничтожил всех членов королевской семьи. Последний правитель инков был убит в 1572 году. Оставшееся в живых население ассимилировалось и в конце концов исчезло.
19 июня перед домом Бенито собрались 10 жрецов. Заняв места в стареньком микроавтобусе, мы отправились в путь. Инти Райми проводят высоко в горах. Ехали туда больше суток. А последнюю часть пути можно было преодолеть только пешком. Три часа мы поднимались все выше в горы и оказались на одной из вершин Анд. Внизу вдалеке расстилалась Амазония. Пока я наслаждался видом, жрецы стали спускаться по склону. Там находилась пещера.
— Здесь мы подождем Инти, — пояснил Бенито.
Никто из присутствующих не знает, сколько лет пещере. На одном из камней я заметил нечеткие изображения человечков с телами-завитками, символизирующими солнце. Точно такие рисунки я видел в книгах об инках.
— Эти рисунки были здесь всегда, — сказал Бенито. — У наших предков это место считалось священным.
Жрецы расстелили на земле мешковину и стали раскладывать еду: рис, фрукты, овощи… Я уже собрался пообедать, но вождь сказал, что до восхода солнца никто не может есть. Еду завтра «отдадут Инти».
* * *
Всю ночь жрецы готовили: нарезали овощи и фрукты, заворачивали их в листья коки, а потом в бумажные конвертики. Над каждым произносили нечто вроде заклинания. К шести утра, собрав подношения, жрецы покинули пещеру. Они выстроились в ряд на краю обрыва, лицом к Амазонке. Едва на горизонте заалела полоска рассвета, Бенито громко заговорил. Произнеся несколько фраз на кечуа, он сложил ладони перед лицом и стал что-то нашептывать. Остальные молча смотрели на растущую красно-оранжевую полосу на горизонте. Бенито раскрыл ладони и протянул руки к солнцу. Он вновь громко заговорил и закончил речь, когда светило уже поднялось. Бенито опустил руки, а жрецы стали бросать с обрыва подношения. После они несколько раз поклонились солнцу, и церемония завершилась.
— Мы пришли принести жертву Инти, — заметив мое удивление, сказал Бенито. — Так делали инки. Мы отдали рис, картофель, маис, чтобы в этом году получить урожай. Раньше помимо еды в обрыв бросали и золотые предметы. Сейчас золота нет, но мы продолжаем традицию как можем. Для кьеро на земле нет ничего «нашего» — ни твоего, ни моего — все принадлежит Инти. Поэтому наши предки легко расставались с золотом. Нельзя ничего потерять, если ты ничего не имеешь…
* * *
В Куско, бывшей столице империи инков, я застал театрализованный вариант Инти Райми. В центре площади на деревянном помосте стоял «верховный инка» в золотой короне, вокруг — толпа туристов вперемешку с местными. «Инка» произносил речь: «Мы — дети Солнца. Мы храним традиции уже много веков…»
Это показалось мне таким искусственным. У кьеро все гораздо проще, даже, возможно, скучнее. Причастность кьеро к инкам не доказана. Тем не менее, глядя на них, я понял, что это небольшое бедное племя сохранило настоящее золото инков — их традиции.
Впечатления и фотографии: Леонид Круглов
Что нужно сделать в Перу
Увидеть древний город инков Мачу-Пикчу, расположенный примерно в 100 километрах от Куско.
Съесть пачаманку — блюдо из различных видов мяса, зажаренного на раскаленных камнях.
Выпить напиток из листьев коки — мате-де-кока (~ 3 соля за стакан в любом кафе города). Куско расположен на высоте 3500 метров. Напиток поможет избежать высотной болезни.
Перемещаться на такси или на маршрутках, между городами на автомобиле с водителем.
Купить на местном рынке в подарок традиционную инкскую вязаную шапочку, для себя — одеяло из шерсти альпака.
Фото: ЛЕОНИД КРУГЛОВ / ГЕОФОТО (X10), DIOMEDIA (X4), SHUTTERSTOCK, NASA’S EARTH OBSERVATORY
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2014