Выражение «хватит изобретать велосипед» — шутка, имеющая реальную основу. Велосипед действительно придумывали много раз
Прототип велосипеда был деревянным и без педалей . Изобрел его в XIX веке немецкий барон Карл фон Дрез.
Педали прикрутили в 1860-х годах француз Пьер Мишо и его сын Эрнест . Однако шотландцы Макмиллан и Далзелл утверждали, что создали их на 20 лет раньше. Пока они спорили, француз Лальман в 1866-м запатентовал свой велосипед с педалями . Ездить на всех этих механизмах было одинаково непросто — на один оборот педалей приходился лишь один оборот колес. К тому же на жестких колесах ездока трясло — англичане даже прозвали велосипед с металлическими колесами «костотрясом».
В 1869 году француз Мейе сделал велосипед, у которого, как и у модели Мишо, скорость давало большое переднее колесо с педалями и сиденьем. Англичане назвали его «пенни-фартинг» — монета пенни значительно больше фартинга. Но и эта модель оказалась неудобной — наездники часто перелетали через руль. Седло переместили ниже. Механизм стал менее опасным, но, чтобы крутить педали, приходилось тратить больше сил.
Устранил недостаток англичанин Лоусон, в 1876 году добавивший на заднее колесо цепную передачу. Но на него не обратили внимания. Зато все заметили Rover — аналогичную модель Джона Кемпа Старли . Она стала первым велосипедом современного типа.
РЕКОРДЫ
Реактивная скорость
Изначально велосипед воспринимался лишь как развлечение для аристократов . То, что он способен обогнать лошадь, казалось невероятным. Однако со временем отношение изменилось.
В 1985 году англичанин Джон Говард разогнался на велосипеде на прямой дороге до 245,08 км/ч . Правда, развить такую скорость ему помог авто мобиль: сначала Говард шел на буксире, затем отцепился от машины и продолжал ехать в создаваемом ею воздушном мешке. Рекорд Говарда продержался 10 лет .
В 1995-м его побил голландец Фред Ромпелберг , развивший тем же способом скорость 268,831 км/ч . Ромпелберг и сейчас остается держателем мирового рекорда абсолютной скорости велосипеда.
Фото: RUSSIAN LOOK, GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM (X3)
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2014