При упоминании Бразилии в уме возникают образы бесконечных пляжей, танцовщиц и накала страстей на футбольном поле. В списке символов этой страны едва ли найдется место архитектуре. Тогда как она поражает своей смелостью, чувственностью и тропическим характером
в Рио-де-Жанейро
Статуя Христа ИскупителяПервое, что замечаешь в Бразилии, — набожность людей. «Если Бог захочет», «иди с Богом», «с Божьей помощью» — постоянно слышится в речи бразильцев. Даже столетие независимости страны они решили отметить не чем иным, как воздвижением статуи Христа Искупителя в тогдашней столице Рио-де-Жанейро. Собранных с населения денег хватило на создание 38-метрового монумента, который водрузили на самой высокой точке в округе — горе Корковаду, чтобы каждый видел, на что пошли его средства. Постепенно статуя стала символом города и местом притяжения туристов со всего мира. Люди стремятся к Христу Искупителю не только из-за красивого вида на Рио, но и из-за приписываемой этому месту энергетики. Такой обладают старый Иерусалим, Петра и Мачу-Пикчу. Со смотровой площадки у статуи не хочется уходить — и в этом главный секрет ее грандиозности.
в Бразилиа
Храм пророка БоскоКрасивые истории — страсть бразильцев. Сон в летнюю ночь 1883 года отца-настоятеля Боско стал предлогом для переноса столицы из Рио-де-Жанейро в пустыню в сердце страны. Монаху приснилось, что между 15 и 20 параллелями Южного полушария появится город, который станет местом рождения новой цивилизации. Полвека спустя президент Кубичек вспомнил об этом сне и решил войти в историю как первый в мире человек, построивший идеальный город — Бразилиа.
В основе города лежит сон. Чтобы показать это, архитектор Клаудио Навес решил построить храм, где в любое время дня — ночь. Потому стены собора, названного в честь провидца, сделаны из муранского стекла 12 оттенков синего цвета. В середине храма под потолком висит люстра из 7400 кристаллов. Она символизирует свет, который дает миру вера в Бога. В течение дня в храме только естественное освещение, а когда краски сгущается, помещение наполняется сиянием трехтонной люстры.
В соборе нет алтаря в привычном понимании, а о пророке Боско напоминают лишь рельеф на медных дверях и небольшая статуя. Эффект волшебства достигается с помощью света и тишины, о которой даже не приходится просить гостей этого храма.
в Куритибе
Музей Оскара НимейераКогда у знаменитого бразильского архитектора Оскара Нимейера наступал творческий кризис, он гулял по пляжу Копакабана, разглядывал девушек и крутые изгибы холмов. Все самые красивые линии уже созданы природой, и ему нужно было лишь повторить их в своих творениях. Именно он создал музей в форме глаза, церковь-шатер и здание конгресса с двумя тарелками на крыше, но самое главное — вдохновил других архитекторов строить здания, которые никого не оставляют равнодушным. MON — музей Оскара Нимейера — находится в городе Куритиба, на юге страны. Это самая большая и самая узнаваемая выставочная площадка Латинской Америки. Все потому, что один из павильонов выполнен в форме огромного глаза, который возвышается над искусственным озером.
В «глаз» можно попасть через соседний павильон, где также находится двор скульптур, выставочные залы, кафетерий и магазин с сувенирами. Как это часто бывает в творениях Нимейера, вход и выход в этом музее не совпадают. Посетители покидают последний павильон-глаз по лентообразному спуску и почти все возвращаются в зал, посвященный архитектору и вдохновлявшим его изгибам.
в Бразилиа
Кафедральный соборИзогнутые бумерангами колонны кафедрального собора символизируют воздетые к небу руки. Пространство между колоннами заполняют витражи, благодаря которым помещение церкви залито солнечным светом. Оскар Нимейер считал, что солнечный свет в храме лучше свечей и лампад. Чтобы показать всю прелесть такого освещения, архитектор делает вход в храм через подземный туннель. После него наполненный сиянием зал заставляет зажмуриться.
Парящие под потолком алюминиевые ангелы, стеклянное яйцо над алтарем как символ начала всего сущего, пол, плавно переходящий в стены, — кажется, что находишься на небе, хотя на самом деле под землей. Почему-то атеисту Оскару Нимейеру церкви удавались особенно хорошо. За этот проект он получил Притцкеровскую премию — архитектурного «Оскара», а также долгое неприятие священников и отказ служить в непонятной им церкви.
в Салвадоре
Подъемник ЛасердаАфриканское сердце Бразилии, бывшая столица и рынок рабов, когда-то было разделено крутой скалой на два города: нижний и верхний. Говорят, до появления подъемника Ласерда парни из нижнего города старались не влюбляться в девушек из верхнего, потому что подъем на ручном иезуитском лифте стоил слишком дорого.
В 1873 году механический подъемник соединил два Салвадора, и город зажил новой жизнью. Это сооружение инженера Ласерда настолько любимо горожанами, что считается центром штата Баия, символом Салвадора и появляется на каждом третьем граффити.
Подъемник высотой 72 метра за символическую плату ежедневно перевозит порядка тридцати тысяч пассажиров. Путь из нижнего города в верхний длится полминуты, за которые можно успеть перекинуться парой слов с лифтером в белой рубашке. Уже наверху, проходя через стеклянный коридор, особенно приятно полюбоваться бухтой и портовой суетой в нижней части города.
в Бразилиа
Президентский дворецЭтот дворец построили за невероятный срок — всего полтора года, потому что президент Кубичек спешил перенести президентский офис из Рио-де-Жанейро в новую столицу. Сжатые сроки строительства не помешали дворцу стать лучшим в мире образцом модернистской архитектуры.
Впрочем, дворец больше напоминает офис компьютерной компании: четырехэтажный стеклянный кубоид поддерживают белые колонны, по словам архитектора, словно «перья, опускающиеся на землю». Открытое прозрачное здание — символ доступной и близкой к людям власти. Вокруг кабинета президента нет ни высоких заборов, ни сотни охранников по периметру. Лишь искусственное озеро с красным рыбами, а позади — лес.
в Порту-Алегри
Фонд Ибер КамаргоОснованный вдовой художника фонд расположен в причудливом здании на берегу озера Гуаиба, в отдалении от центра Порту-Алегри. Проект музея, созданный португальским архитектором Альваро Сиза, получил «Золотого льва» на архитектурной биеннале в Венеции и специальный приз на Миланской выставке.
В этом здании спираль коридоров задает направление движению гостей, поднимая их из зала в зал — и так до самой крыши. Посетители следуют изгибам стен и коридоров. Без вывесок, указателей и экскурсоводов. Эффект полного единения человека с пространством — таков след, оставленный на земле ковбоев гаучо одним из самых важных в мире архитекторов.
в Бразилиа
Национальный конгрессПожалуй, самое необычное здание правительства в мире. «Я хотел найти решение, которое вызывает удивление, эффект сюрприза, чтобы, наблюдая снаружи, у человека возникло желание узнать, как здание выглядит изнутри» , — так описывал свою задумку Оскар Нимейер. Архитектор не изменяет своему стилю: здесь также имеется искусственное озеро и необычный вход — каменный язык. «Голубой зал» для заседаний сенаторов находится под перевернутой тарелкой, которая, по словам Нимейера, символизирует работу мысли. «Зеленый зал» для депутатов расположен под другой тарелкой, означающей открытость всем идеологиям. В башнях — телевизионные студии прямого вещания и кабинеты чиновников с лучшим видом на город.
в Рио-де-Жанейро
Собор Святого СебастьянаНеподалеку от исторического центра Рио стоит гигантская серая пирамида, напоминающая вавилонскую башню с картины Брейгеля. Колокольня рядом похожа на нефтяную вышку. Это кафедральный собор Рио-де-Жанейро. Но тот, кто об этом не знает, скорее всего, пройдет мимо.
Модернистские церкви не манят сиянием луковичных куполов и стремящимися к небу шпилями. Собор Святого Себастьяна, покровителя города, снаружи привлекает внимание лишь формой и размером. Зато внутри благодаря четырем огромным витражам создан эффект неземного пространства, из-за которого хочется украсть время у других достопримечательностей и провести его здесь.
В отличие от Нимейера, архитектор Эдгар Фонсека оставляет церкви привычный полумрак. Редкие солнечные лучи проникают через разноцветные витражи и застывают в причудливых узорах на лицах прихожан, которые сидят на удобных деревянных лавках и наслаждаются прохладой, столь ценной в городе вечного лета.
в Бразилиа
Дворец правосудияУспокаивающий звук водопадов, озеро с японскими карпами и сад во внутреннем дворе — для работников министерства юстиции Оскар Нимейер создал атмосферу абсолютного дзена. Падающая со стен вода символизирует силу правосудия, озеро с зелеными островками — спокойствие, а намек на готический стиль — консерватизм. Попасть внутрь Дворца правосудия случайному путешественнику не так-то просто. Но каменный остров бразильской юстиции, дрейфующий на спокойных водах экономической стабильности, — один из редких проектов Нимейра, который особенно красив именно издалека.