Портреты Екатерины Великой писали неоднократно. Просвещенным философом изобразил ее Федор Рокотов, изящной красавицей — Стефано Торелли, благодушной дамой — Владимир Боровиковский. А Дмитрий Левицкий в 1783 году создал портрет императрицы как политическую декларацию. Иносказания превратили изображение царственной особы в программу идеального правления. Символы надо было уметь считывать, но в те времена зрителям картин это не составляло труда.
К моменту написания полотна Екатерина находилась у власти 21 год. Позади — реформы государственного управления и образования, Пугачевский бунт, основание Эрмитажа, открытие Смольного института, переписка с Вольтером, завоевание Крыма… И тем не менее живописец напоминал Екатерине, что должен делать идеальный правитель: по примеру выдающихся деятелей прошлого неустанно заботиться о благе страны.
Замысел картины принадлежал художнику, поэту и переводчику Николаю Львову. Императрица представлена жрицей в храме богини Правосудия, следящей за исполнением законов для всеобщего блага. Отчасти сюжет картины перекликается с «Наказом» Екатерины, в котором, следуя идеям французских философов, императрица утверждала принципы равенства всех людей перед законом и выступала за свободу торговли.
Античные символы сочетаются на картине с реальными наградами Российской империи. Например, регалиями ордена Святого Владимира, которым награждали за служение обществу.
Портрет Екатерины II 1783 года открывал серию изображений кавалеров этого ордена. Он должен был занять центральное место в интерьере здания Думы (совета) ордена. Заказ на исполнение получил Левицкий, создавший впоследствии более десяти портретов вельмож, удостоенных награды. Здание, впрочем, так и не построили, многие портреты владимирских кавалеров со временем были утрачены. Но портрет Екатерины стал настолько популярным (ныне он в собрании Русского музея), что Левицкий написал несколько его повторений, одно из этих полотен хранится в Третьяковской галерее.
1. ЖЕРТВЕННИК с надписью «Для общего блага» символизирует государственное служение Екатерины II. На подобные возвышения в античных храмах возлагали подношения богам.
2. МАКИ в античной мифологии — атрибут Морфея, бога сна. Сжигая цветы, императрица показывает, что готова лишиться покоя ради блага подданных.
3. СТАТУЯ ФЕМИДЫ. Весы — главный атрибут богини справедливости и правосудия. На них взвешиваются добрые и дурные поступки. На картине Фемида не носит повязку на глазах. Такой ее изображали греческие скульпторы.
4. БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ Екатерины напоминает хитон античной жрицы. Белый цвет одеяний издревле символизировал чистоту.
5. МАНТИЯ с вышитыми государственными гербами свидетельствует, что перед нами владычица Российской империи.
6. ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК — древнеримский атрибут триумфатора — говорит о военных победах. Екатерину часто называли северной Семирамидой, но императрица предпочитала, чтобы ее сравнивали с Александром Македонским.
7. РЕГАЛИИ ордена Святого равноапостольного князя Владимира указывают, что Екатерина — глава ордена владимирских кавалеров. Орден был учрежден в 1782 году, и его девизом стали слова: «Польза, честь и слава».
8. ЦЕПЬ ордена Андрея Первозванного. Орден был главной наградой Российской империи. Апостол Андрей считается просветителем Русской земли.
9. ОРЕЛ, сидящий на книгах, олицетворяет законные основы государственного управления.
10. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ — аллегорический знак мира и всеобщего благоденствия.
11. КОЛОННЫ и взметнувшийся полог обозначают пространство храма Правосудия, в котором находится императрица.
12. КОРАБЛИ в море символизируют защищенную и процветающую торговлю, которая стала возможной благодаря военным победам и мудрому правлению Екатерины II.
ХУДОЖНИК
Дмитрий Григорьевич Левицкий
1735 — Родился под Полтавой в семье священника. Предполагают, что его отец Григорий Кириллович учился в Германии и был талантливым гравером.
1758 — Поступает в Академию художеств, становится учеником Алексея Антропова, живет на квартире учителя.
1771–1788 — Руководит портретным классом в Академии художеств. Разрабатывает собственную систему обучения. В этот период пишет знаменитый портрет Дени Дидро и серию портретов смольнянок.
1790-е — Впадает в немилость при дворе из-за дружбы с масоном Новиковым и собственного членства в масонском ордене.
1822 — Умер в Санкт-Петербурге почти забытый как художник. Перед смертью полностью ослеп.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2014