«Вокруг света» продолжает серию публикаций об удивительных обрядах и ритуалах, свидетелем которых стал Леонид Круглов
Памятка путешественнику
Уганда. Форт-Портал
РАССТОЯНИЕ от Москвы — 6072 км (более 13 часов в полете без учета пересадок, по состоянию на август 2021 года необходима минимум одна пересадка)
ВРЕМЯ совпадает с московским
ВИЗА электронная, оформляется онлайн
ВАЛЮТА угандийский шиллинг (по состоянию на август 2021: 1 рубль ~ 50 UGX)
Впервые контакт европейцев с пигмеями, населяющими экваториальные леса Африки, был установлен в XIX веке. Спустя два столетия уклад их жизни не изменился. Пигмеи все так же охотятся в джунглях и покидают лес изредка, чтобы в деревнях соседних племен обменять добытые мясо, рыбу, ягоды и травы на металлические наконечники для стрел и копий, глиняную посуду и другие необходимые вещи. В надежде увидеть, как самые маленькие люди (рост не более 150 см) охотятся на самое большое животное — слона, я отправился в лес Итури на границе Уганды и Демократической республики Конго, где живет пигмейское племя бамбути.
Большой хлеб
Бамбути — кочевники: изловив или истребив всю живность в округе, они собирают вещи и перемещаются в другую часть джунглей. О месте очередной стоянки знают лишь соседи бамбути — племя банту, одно из поселений которого расположено на окраине леса Итури. Там я нашел проводника Бабо. К вечеру второго дня мы добрались до стоянки бамбути.
На небольшой поляне стояло пять шалашей овальной формы, сооруженных из пальмовых веток. Шалаши едва доставали мне до плеч. Людей не было видно. Я решил, что поселение заброшено. Но тут за самым дальним домиком заметил струйку дыма. Мы направились туда. Вокруг тлеющего костра прямо на земле вповалку лежали маленькие люди — я насчитал 18 человек. Женщины с детьми, мужчины — все они буквально запихивали в себя куски жареного мяса, не меняя положения. Бамбути прекратили жевать, как только заметили нас. Но лишь один, самый высокий, нехотя и тяжело поднялся с земли и подошел к нам. Это был Бонобо, вождь племени.
Женщины бамбути занимаются хозяйством: строят дома, воспитывают детей и делают заготовки трав для обмена в соседних деревнях
— Три дня назад они убили слона, — перевел Бабо слова вождя. — Это большая редкость. Теперь им нужно доесть все мясо, только тогда они смогут охотиться дальше.
Бамбути не коптят, не вялят мясо. Хранить его негде, поэтому пигмеи наедаются впрок. А поскольку двигаться с набитым желудком тяжело, они и не охотятся после пира. Но случается он редко.
Когда бамбути теперь удастся выследить новый «большой хлеб» (так пигмеи называют слона), неизвестно. Я был огорчен: хотелось задержаться в племени и дождаться охоты. Бабо посоветовал что-то подарить Бонобо, чтобы тот разрешил остаться. Я вручил вождю несколько карманных фонариков, чем привел его в восторг.
— Мы завтра все вместе посмотрим, как проходила охота на «большой хлеб», — перевел Бабо слова Бонобо, рассматривающего диковинный «свет в трубочке». Что значит «посмотрим»? Бабо попытался объяснить, что завтра будет какое-то интересное зрелище. Но о чем шла речь, я так и не понял.
Первобытный театр
Утром следующего дня все жители деревни отправились в джунгли и через час вышли из чащи на луг размером с футбольное поле. Как пояснил Бонобо, здесь бамбути и забили слона.
Женщины, дети и старики уселись на землю. Вооружившись копьями, шестеро мужчин вышли вперед. Бонобо встал перед ними и достал из кожаной сумки какие-то комья. Это был помет слона. Вождь бросил его на землю, и представление началось.
Сперва все шестеро бродили по поляне в тишине, приглядываясь, прислушиваясь. Бонобо как будто неожиданно обнаружил помет. Он подал знак остальным охотникам. Все подошли к Бонобо. Вождь понюхал помет, попробовал на вкус. И жестом указал туда, где предположительно должна была находиться добыча. Двое мужчин отошли от Бонобо вправо, двое — влево, и стали медленно, крадучись, продвигаться вперед. Я заметил, что куда-то пропал шестой охотник. Но вскоре увидел его выходящим из чащи — он изображал пасущегося слона. Охотники, присев, спрятались в высокой траве. Гуськом, очень медленно бамбути стали приближаться к «большому хлебу». Оказавшись в нескольких метрах от животного, Бонобо подскочил и с криками ринулся на него. Человек, изображавший зверя, стал метаться в поисках укрытия. Но к тому времени четверо других охотников уже подобрались с другой стороны и стали копьями отпугивать добычу, гоня ее прямо на Бонобо. Вождь с копьем подбежал к слону и жестами показал, как он пронзает зверя и разрезает его живот. Человек в образе жертвы завопил, затопал ногами и попытался убежать. Но действие Бонобо повторили и четверо других охотников. Они ловко уворачивались от мечущегося в агонии слона. Завершающий удар в живот нанес Бонобо. В этот момент человек-слон движениями показал, что у него вывалились внутренности, но он продолжил бежать, будто бы давя их ногами. В конце концов зверь упал на землю. Бонобо подбежал к добыче, отрезал невидимый хвост и поднял его вверх. Зрители возликовали. Так завершилось представление. Длилось оно около двух часов. Потом бамбути вернулись в деревню, уселись у костра и снова начали есть.
Оказалось, изображение битв — древняя традиция. Но повторять охоту, например, на зайца пигмеи не станут — слишком легкая добыча. Слон — другое дело. Поймать его непросто, но если получится, то для племени такая удача — событие, о котором долго будут помнить. Пигмеи считают, что каждый раз, разыгрывая убийство слона, они не только оттачивают мастерство охотников, но и задабривают духов природы.
— Наша жизнь — это лес, — сказал мне вечером Бонобо. — И лесные духи дают нам пищу. Мы показываем, как охотимся, и чем чаще мы это делаем, тем больше убеждаем духов природы послать нам новый «большой хлеб».
Я провел с пигмеями почти две недели. Каждый день Бонобо показывал свой «спектакль». После этого племя охотилось по-настоящему. За время моего пребывания бамбути поймали нескольких бородавочников (вид африканских свиней), но слон так и не попался. Дожидаться, когда духи леса пошлют племени «большой хлеб», я уже не мог. Но охотничье представление пигмеев оказалось настолько зрелищным и детально достоверным, что и сегодня мне иногда кажется, что я действительно видел, как эти маленькие люди убили огромного слона.
Что нужно сделать в Уганде
УВИДЕТЬ Национальный парк Кибале, расположенный недалеко от Форт-Портала. На территории заповедника проживает более 300 видов птиц, 13 видов приматов и около 60 видов других млекопитающих.
СЪЕСТЬ матоке — пюре из несладких бананов с добавлением различных фруктов (от 5500 UGX за порцию в любом кафе).
ВЫПИТЬ вараги — водки из бананов (от 6350 UGX за бутылку 0,75 л в магазинах).
ЖИТЬ в отеле Kalya Courts Hotel (147 000 UGX в сутки за двухместный номер), расположенном всего в 1,5 км от центра города. Из любого номера отеля открывается вид на горы Рувензори.
ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ по городу на автобусе (980 UGX за поездку), за пределами города — на арендованном автомобиле (от 122 500 UGX в сутки).
КУПИТЬ в подарок украшения из слоновой кости (от 14 000 UGX за браслет), для себя — фотоальбом с обложкой из выделанной шкуры обезьяны или жирафа (от 84 000 UGX).
Фото: Shutterstock, Kalya Courts Hotel, Michele Zanin (CC-BY-SA), Flowcomm (CC-BY), Ukhomeoffice (CC-BY), NASA’S EARTH OBSERVATORY
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2014 (данные раздела »Памятка путешественнику» обновлены в августе 2021)