Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

На крыльях свободы

11 декабря 2014Обсудить

Для альпиниста подняться на Джомолунгму — достижение всей жизни. Для альпиниста-бейсджампера — нет: ему надо оттуда спрыгнуть. Это удалось пока только одному человеку в мире — российскому спортсмену Валерию Розову

На крыльях свободы

ГЕРОЙ
Валерий Розов

На крыльях свободы

Мастер спорта по альпинизму, двукратный чемпион мира по парашютному спорту (1999 год, 2003 год).
Родился 26 декабря 1964 года в Нижнем Новгороде.
Окончил Московский институт электронной техники (МИЭТ) по специальности «инженер-программист».
Рекорды :
2009 год — первый в мире прыжок в кратер действующего вулкана (вулкан Мутновский, Камчатка, Россия).
2011 год — первый бейс-прыжок в вингсьюте с Монблана (Альпы, Франция — Италия).
2013 год — самый высокий бейс-прыжок (7220 м) со склона горы Чангзе (массив Джомолунгма, Гималаи).
Количество прыжков :
парашютных — около 9000, бейс-прыжков — около 1500.

На счету Розова около сотни альпинистских восхождений, около 9000 прыжков с парашютом и полутора тысяч бейс-прыжков* с различных вершин всех континентов планеты.

Весной 2013 года он поднялся на склон горы Чангзе в массиве Джомолунгма (соединяется с Эверестом Северным седлом) и совершил прыжок с высоты 7220 метров в костюме-крыле (вингсьюте), сделав рекордный по высоте бейс-прыжок.

26 декабря Розову исполняется 50 лет, но он не собирается останавливаться и планирует покорить новые вершины. Чем его увлекают прыжки с гор, бейсджампер рассказал «Вокруг света».

ПРЫЖОК С ЭВЕРЕСТА: ШАГ В БЕЗДНУ

Опытные альпинисты утверждают, что самое сложное — это спуск с горы. Получается, при покорении массива Джомолунгма вы облегчили себе задачу, спрыгнув оттуда?

Если бы я хотел покорить Чангзе, наверное, это была бы хитрость по отношению к горам. Но я преследовал иную цель — совершить самый высокий бейс-прыжок в мире. Никто раньше не прыгал отсюда. Соответственно, я не знал, какие условия меня здесь ждут. Поэтому нельзя сказать, что я как-то облегчил себе жизнь.

С какими сложностями столкнулись?

Я переживал, как поведет себя вингсьют. Во-первых, на этой высоте воздух разреженный. Во-вторых, на Чангзе короткая вертикаль (пропасть, необходимая для разгона) — меньше 200 метров. Вингсьют мог не успеть набрать воздух и начать отлетать от стены.

А какая вертикаль необходима?

Если это высоты не более 4000 метров, я могу набрать скорость с вертикалью 100–120 метров. Хватит ли вертикали в 180 метров в разреженном воздухе, я не мог посчитать.

На крыльях свободы

24 мая 2012 года Валерий Розов поднялся на гору Шивлинг (Индия) и совершил первый бейс-прыжок с этой точки

Что было перед прыжком?

Надел костюм, включились камеры (меня всегда сопровождает команда операторов), а я стою и не могу сделать шаг в бездну. Был очень сильный ветер — 10 м/с. Я долго ждал хотя бы временного затишья. В итоге все-таки прыгнул. Полет длился около минуты. Можно было пролететь и дальше, но мы заранее наметили площадку на леднике Ронгбук. Она была безопасна для приземления.

КОСТЮМ
Летучая мышь

Парить в небе, подобно птице, — мечта человека с давних времен. Сотни людей проводили эксперименты с крыльями типа «летучая мышь». Почти все эти экспериментаторы погибли. В 1950-х годах американская федерация парашютного спорта USPA не рекомендовала испытания подобных крыльев. Но в 1996 году французский парашютист Патрик де Гайардон совершил первый удачный полет в костюме собственного изобретения. Современные вингсьюты сшиты по принципу, придуманному французом.

На крыльях свободы

1 Нервюры (элементы крыла, предназначенные для придания ему формы)

2 Воздухозаборники (во время прыжка ловят набегающий поток, через них нервюры наполняются воздухом)

3 Три двухслойных крыла между руками и ногами , надуваемых набегающим потоком воздуха

4 Давление внутри надутого крыла создает необходимую жесткость, без которой крыло было бы тяжело держать рукой

Костюм шьется на заказ по индивидуальным меркам из материала Parapack (разновидность синтетических тканей). Стоимость одного вингсьюта — около 2000 евро

ЗАКОН БЕЙСДЖАМПИНГА: СТРАХ — ЛУЧШИЙ ДРУГ

Когда смотришь видео бейс-прыжков, кажется, что вы летите...

Да! И чувствую я то же самое! Вингсьют в разы замедляет вертикальную скорость. Например, если кто-то делает прыжок с парашютом с 4000 метров, то он находится в свободном падении примерно минуту. В вингсьюте время возрастает втрое. За счет того, что костюм ловит воздушные потоки, я не падаю камнем вниз, а скольжу по косой. Скорость по горизонту относительно земли достигает 200 км/ч. Это все равно падение под действием силы тяжести, но медленное.

Полетом хоть как-то можно управлять?

Да, безусловно. Очень большая нагрузка на плечевой пояс и руки, потому что во время полета нужно удерживать крылья в статичном положении. При этом в управлении костюм довольно прост: прогнулся — пошел вниз, изменил положение ножного крыла — повернул направо или налево.

Как выглядит земля с высоты птичьего полета?

Для меня — как полоса препятствий. Во время сложного полета красоту вокруг я не замечаю, концентрируюсь на рельефе: надо обходить склоны. Если лечу в открытом пространстве, то могу наслаждаться пейзажами вокруг.

На крыльях свободы

Розов готовится к прыжку с горы Чангзе в массиве Джомолунгма

О чем вы думаете перед прыжком?

Только о самом прыжке. Все остальные мысли я пытаюсь отбросить до того, как встал на край. Если уже сделал это, дороги назад нет.

Чувство страха вам знакомо?

Конечно. Я же человек, и, естественно, мне бывает страшно. Но эта эмоция многогранна. За плечами столько восхождений, столько прыжков с парашютом и бейс-прыжков, что я испытывал тысячи видов страха. Например, когда во Франции пару лет назад во время прыжка с радиовышки попал на линии напряжения и потерял несколько пальцев на ногах, был один страх. Думал о семье тогда, за них переживал. Но этот страх быстро отступил.

Когда на Камчатке прыгали с оператором Джеймсом Булом в кратер действующего вулкана, вообще вся жизнь пролетела перед глазами. Мысленно попрощался с ней: вылетев из облака дыма, мы с Джеймсом поняли, что находимся слишком низко. Пришлось экстренно открывать парашюты. Мне повезло, а Джеймс не успел и врезался в склон с неполностью открытым парашютом. Получил компрессионный перелом позвоночника (сейчас поправился). Когда такие истории происходят с тобой, ты учишься дружить со страхом, потому как бороться с ним бесполезно. Иначе только психику сожжешь и наделаешь ошибок во время прыжка.

В дорогу
Рюкзак бейсджампера

На крыльях свободы
1 веревка 60 м, 2 вингсьют, 3 подвеска для снаряжения, 4 куртка теплая из прималофта, 5 палатка на три человека, 6 ледовые инструменты, 7 лопаты лавинные, 8 кошки для льда, 9 банки Red Bull, 10 закладные элементы для страховки на скалах, 11 термос, 12 скальные и ледовые крючья, 13 петли для организации страховки, 14 сублимированные продукты, упакованные в непромокаемый мешок, 15 вторая палатка, 16 каска, 17 ботинки альпинистские, 18 два термоса, 19 аптечка, 20 карабины, 21 парашютный ранец


1 веревка 60 м
2 вингсьют
3 подвеска для снаряжения
4 куртка теплая из прималофта
5 палатка на три человека
6 ледовые инструменты
7 лопаты лавинные
8 кошки для льда
9 банки Red Bull
10 закладные элементы для страховки на скалах
11 термос
12 скальные и ледовые крючья
13 петли для организации страховки
14 сублимированные продукты, упакованные в непромокаемый мешок
15 вторая палатка
16 каска
17 ботинки альпинистские
18 два термоса
19 аптечка
20 карабины
21 парашютный ранец

СЕРДЦЕ ЭКСТРЕМАЛА: ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ

Несколько лет назад при совершении парашютного прыжка погиб ваш брат Владимир...

Я до сих пор не могу прийти в себя… Когда были детьми и жили в Нижнем Новгороде, мы вместе читали о горах и строили планы, как взойдем на самые высокие пики планеты. В институте брат стал заниматься горным туризмом и везде брал меня с собой (я тогда еще учился в школе). Когда и я поступил в вуз, пошел в секцию альпинизма. Так мы оба частично исполнили детскую мечту и связали жизнь с горами. Как-то проезжали мимо Тушинского аэродрома и увидели в небе купола парашютов. Стали прыгать… Все делали вместе… Володя был для меня не только братом, но и другом, на которого я всегда мог положиться. Когда его не стало, у меня долго была жуткая депрессия…

На крыльях свободы

Прыжок с одной из самых сложных гор Антарктики — Ульветанны высотой 2930 м. Ему предшествовало альпинистское восхождение в типичных для Антарктиды условиях — низкие температуры до –30 °С и сильный ветер

Но вы не прекратили рисковать жизнью... Почему?

Я — профессиональный спортсмен и зарабатываю этим на жизнь. Конечно, достать деньги другим способом несложно. В начале 90-х я работал в инвестиционной компании брокером. Это приносило хорошие доходы. На деньги, которые удалось отложить, я потом пять лет тренировался. Но проблема в том, что за все время работы в офисе меня мучил один вопрос: «Зачем нужны деньги, если некогда тратить их на любимое дело?» Поэтому и мысли бросить прыжки не возникало. Скорее наоборот. Мне было важно оставаться в привычной среде, где все знакомо, просто и понятно. Это со стороны может показаться, что я как ненормальный, потеряв брата, продолжил играть с жизнью. На самом деле риска в моей профессии немного… Есть люди, которые работают в спецназе. Кажется, будто они постоянно рискуют, преодолевая себя, но это же не так. Риск — их образ жизни. Они готовы к этому психологически. Так и со мной.

В декабре вам исполняется пятьдесят лет. Планируете продолжать покорять высоты?

А как же иначе?! В бейсджампинге нет возрастных ограничений. Все зависит от того, насколько хорошо ты себя чувствуешь физически. Никто никогда не угадает, сколько мне на самом деле лет. Я выгляжу моложе и чувствую себя так же. Это благодаря тому, что я занимаюсь любимым делом и останавливаться не собираюсь. Впереди еще много гор.

Специалисты считают, что постоянная тяга к экстриму — это физическое и психическое отклонение от нормы. Согласны с этим?

Согласен. Я не медик, но точно знаю, что у человека, который с детства занимается спортом, на физическом уровне меняется сердце: увеличивается левый желудочек, возникает непроходимость каких-то каналов… У меня такое сердце. Для обычного человека оно считается больным. Но для меня сердце здоровое. То же самое происходит и с психикой. Для кого-то тяга к экстриму — отклонение от нормы, для меня — сама норма. Наверное, с психикой произошло то же, что и с сердцем: она у меня деформирована. Я могу придумать тысячу разумных объяснений, зачем мне нужен экстрим. Но на самом деле я просто делаю то, без чего не представляю свою жизнь.

* Бейсджампинг (от англ. base jumping ) — разновидность парашютного спорта с использованием специального костюма-крыла (вингсьюта). Только прыгают люди не из самолета или вертолета, а с фиксированных объектов: зданий (от анг. building ), антенн (antenna ), мостов (span ), гор (earth ). Отсюда base .

Фото: Predrag Vuckovic / Red Bull Content Pool, Thomas Senf, Alexander Ruchkin, Denis Klero / Red Bull Content Pool, Thomas Senf / Red Bull Content Pool (x3)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2014

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения