Картину меньше 18 сантиметров в диаметре молодой Рафаэль написал в Перудже по заказу местного аристократа Альфано ди Диаманте. Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа.
В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. В 1871 году российский император Александр II приобрел «Мадонну Конестабиле» у владельца, нуждавшегося в деньгах, для жены Марии Александровны, которой она очень нравилась. Когда картину привезли в Россию, выяснилось, что трещины на доске, служившей основой, увеличились.
Петербургские реставраторы провели кропотливейшую работу, перенеся красочный слой с дерева на холст. При советской власти «Мадонну Конестабиле» чуть было не продали снова: в начале 1930-х годов ее возили за границу на аукцион, оценив всего лишь в 245 000 рублей. Покупателя на «сомнительную» (из-за переноса оригинала на холст) работу не нашлось.
(1) Мафорий. Четырехугольный плащ, типичный элемент женской одежды в древней Иудее, стал частью канона изображения Марии как матери Христа. Изначально в европейском искусстве Богоматерь изображалась в траурных, черных одеждах, но в эпоху Высокого Средневековья черный превратился в синий — цвет небес и веры.
(2) Платье. Красный — второй каноничный цвет одежд Богоматери, напоминающий о крови Христа.
(3) Пояс — символ целомудрия Девы Марии.
(4) Книга. Когда картину освободили от деревянной основы, то проступила первоначальная версия, на которой Мария и младенец держали не книгу, а плод граната — символ страстей Христовых. Молитвенник же — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства.
Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне», созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня). Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте. Таким образом, молитвенник Марии имеет то же значение, что и гранат: предчувствие Голгофы и символ жертвы Христа. Рафаэлю, выросшему в интеллектуальном кругу придворных герцога Урбинского, символизм книги был близок: около десятка его Мадонн изображены с молитвенником.
(5) Пейзаж — это ландшафт Умбрии, региона в Центральной Италии, где и была создана «Мадонна Конестабиле». Позже, покинув места, где прошла его юность, Рафаэль все равно будет изображать Мадонн на фоне узнаваемых умбрийских пейзажей.
(6) Время года — большинство исследователей определяют как очень раннюю весну. Возрождающаяся природа воплощает надежду на воскресение Христа.
(7) Лодка. В христианском искусстве это может быть символ сообщества верующих, напоминая о лодке, с которой рыбачили в Тивериадском озере призванные Христом ученики.
(8) Круглая форма — тондо (в переводе с итальянского «круг», «шар») была популярна у художников XV–XVI веков. Главный теоретик искусства ренессансной Италии Леон Баттиста Альберти считал круг совершенной природной формой, воплощением гармонического равновесия.
(9) Рама. Ею служила та же доска, на которой была написана «Мадонна Конестабиле». Публицист Владимир Стасов в статье «Художественная хирургия» в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 27 ноября 1871 года рассказывал, как картину вырезали оттуда для последующего переноса с дерева на холст:
«Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину. Только эту пилку приводила в движение не рука, а станок, нажимаемый ногою, как швейная машина: продели же пилку внутрь доски сквозь одну из ее трещин».
(10) Гротески — их автором тоже считают Рафаэля. Мода на гротески в искусстве Ренессанса началась в конце XV века, когда в Риме обнаружили остатки «Золотого дома» императора Нерона. Своды и стены дворца украшало причудливое переплетение растительных орнаментов и изображений фантастических существ. Сам термин «гротеск» происходит от итальянского grotta — «пещера».
(11) Грифон — эмблема Перуджи, столицы Умбрии. Кроме того, фантастический зверь, полулев-полуорел, символизирует двойственную природу Христа — человеческую и божественную.
ХУДОЖНИК
Рафаэль Санти
1483 — Родился в Урбино в семье Джованни Санти, придворного живописца и поэта герцога Урбинского.
1498 — По некоторым данным, создал первую «Мадонну» — фреску в доме отца в Урбино.
1500 — Поступил в ученики в мастерскую Перуджино, переехал в Перуджу.
1502–1504 — Создал первые шедевры: «Пасадинскую Мадонну», «Три грации», «Мадонну Конестабиле».
1504 — Переехал во Флоренцию.
1506–1507 — Написал серию «Мадонн» под влиянием Леонардо да Винчи — «Мадонна со щегленком», «Мадонна в зелени» и др.
1508 — Переехал в Рим.
1509–1518 — Расписывал залы папского дворца в Ватикане, создал знаменитые фрески «Афинская школа», «Изгнание Элиодора», «Спор о причастии» и др.
1514 — Назначен главным архитектором собора Святого Петра.
Около 1516 — Написал «Сикстинскую Мадонну».
1520 — Умер в свой день рождения от лихорадки, похоронен в Риме в Пантеоне.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2015, частично обновлен в январе 2023