Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Пересадка скелета: как картина Рафаэля «Мадонна Конестабиле» попала в Россию и что помогло ей остаться в Эрмитаже

Миниатюрной картине начала XVI века пришлось перенести серьезную реставрационную операцию, которая помешала продать шедевр в советские годы

1

Маленькую, меньше 18 сантиметров в диаметре, картину молодой Рафаэль написал в Перудже в начале 1500-х годов по заказу местного аристократа Альфано ди Диаманте. Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа.

Пересадка скелета: как картина Рафаэля «Мадонна Конестабиле» попала в Россию и что помогло ей остаться в Эрмитаже
Источник:
World History Archive / Universal Images Group via Legion Media

В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. В 1871 году российский император Александр II приобрел «Мадонну Конестабиле» у владельца, нуждавшегося в деньгах, для жены Марии Александровны, которой она очень нравилась. Когда картину привезли в Россию, выяснилось, что трещины на доске, служившей основой, увеличились.

Петербургские реставраторы провели кропотливейшую работу, перенеся красочный слой с дерева на холст. При советской власти «Мадонну Конестабиле» чуть было не продали снова: в начале 1930-х годов ее возили за границу на аукцион, оценив всего лишь в 245 000 рублей. Покупателя на «сомнительную» (из-за переноса оригинала на холст) работу не нашлось. Только благодаря этому она и осталась в Эрмитаже.

11 деталей картины «Мадонна Конестабиле» Рафаэля

Пересадка скелета: как картина Рафаэля «Мадонна Конестабиле» попала в Россию и что помогло ей остаться в Эрмитаже
Источник:
Legion Media

1. Мафорий. Четырехугольный плащ, типичный элемент женской одежды в древней Иудее, стал частью канона изображения Марии как матери Христа. Изначально в европейском искусстве Богоматерь изображалась в траурных, черных одеждах, но в эпоху Высокого Средневековья черный превратился в синий — цвет небес и веры.

2. Платье. Красный — второй каноничный цвет одежд Богоматери, напоминающий о крови Христа.

3. Пояс — символ целомудрия Девы Марии.

4. Книга. Когда картину освободили от деревянной основы, то проступила первоначальная версия, на которой Мария и младенец держали не книгу, а плод граната — символ страстей Христовых. Молитвенник же — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства.

Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне», созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня). Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте. Таким образом, молитвенник Марии имеет то же значение, что и гранат: предчувствие Голгофы и символ жертвы Христа. Рафаэлю, выросшему в интеллектуальном кругу придворных герцога Урбинского, символизм книги был близок: около десятка его Мадонн изображены с молитвенником.

Пересадка скелета: как картина Рафаэля «Мадонна Конестабиле» попала в Россию и что помогло ей остаться в Эрмитаже

5. Пейзаж — это ландшафт Умбрии, региона в Центральной Италии, где и была создана «Мадонна Конестабиле». Позже, покинув места, где прошла его юность, Рафаэль все равно будет изображать Мадонн на фоне узнаваемых умбрийских пейзажей.

6. Время года — большинство исследователей определяют как очень раннюю весну. Возрождающаяся природа воплощает надежду на воскресение Христа.

7. Лодка. В христианском искусстве это может быть символ сообщества верующих, напоминая о лодке, с которой рыбачили в Тивериадском озере призванные Христом ученики.

8. Круглая форма — тондо (в переводе с итальянского «круг», «шар») была популярна у художников XV–XVI веков. Главный теоретик искусства ренессансной Италии Леон Баттиста Альберти считал круг совершенной природной формой, воплощением гармонического равновесия.

Пересадка скелета: как картина Рафаэля «Мадонна Конестабиле» попала в Россию и что помогло ей остаться в Эрмитаже
Источник:
Realy Easy Star / Alamy via Legion Media

9. Рама. Ею служила та же доска, на которой была написана «Мадонна Конестабиле». Публицист Владимир Стасов в статье «Художественная хирургия» в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 27 ноября 1871 года рассказывал, как картину вырезали оттуда для последующего переноса с дерева на холст:

«Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину. Только эту пилку приводила в движение не рука, а станок, нажимаемый ногою, как швейная машина: продели же пилку внутрь доски сквозь одну из ее трещин».

10. Гротески — их автором тоже считают Рафаэля. Мода на гротески в искусстве Ренессанса началась в конце XV века, когда в Риме обнаружили остатки «Золотого дома» императора Нерона. Своды и стены дворца украшало причудливое переплетение растительных орнаментов и изображений фантастических существ. Сам термин «гротеск» происходит от итальянского grotta — «пещера».

11. Грифон — эмблема Перуджи, столицы Умбрии. Кроме того, фантастический зверь, полулев-полуорел, символизирует двойственную природу Христа — человеческую и божественную.

ХУДОЖНИК
Рафаэль Санти

Пересадка скелета: как картина Рафаэля «Мадонна Конестабиле» попала в Россию и что помогло ей остаться в Эрмитаже
Источник:
Wikimedia Commons

1483 — родился в Урбино в семье Джованни Санти, придворного живописца и поэта герцога Урбинского.
1498 — по некоторым данным, создал первую «Мадонну» — фреску в доме отца в Урбино.
1500 — поступил в ученики в мастерскую Перуджино, переехал в Перуджу.
1502–1504 — создал первые шедевры: «Пасадинскую Мадонну», «Три грации», «Мадонну Конестабиле».
1504 — переехал во Флоренцию.
1506–1507 — написал серию «Мадонн» под влиянием Леонардо да Винчи — «Мадонна со щегленком», «Мадонна в зелени» и др.
1508 — переехал в Рим.
1509–1518 — расписывал залы папского дворца в Ватикане, создал знаменитые фрески «Афинская школа», «Изгнание Элиодора», «Спор о причастии» и др.
1514 — назначен главным архитектором собора Святого Петра.
Около 1516 — написал «Сикстинскую Мадонну».
1520 — умер в свой день рождения от лихорадки, похоронен в Риме в Пантеоне.

Материал опубликован в январе 2015, частично обновлен в декабре 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения