В провинции Мозамбика Тете есть деревня Cионитов — Тчесса. К местному «пророку» ежедневно со всей страны и даже из соседнего Малави стекаются жаждущие исцеления.
Название церкви Сиона происходит от американского городка Зайон (Zion), который был основан в Иллинойсе в 1896 году как община новой Христианской католической апостольской церкви. Оттуда в 1904 году приехал в Южную Африку миссионер Дэниел Брайант. Учение, которое он проповедовал, со временем попало в Мозамбик.
«Шиватсо» — церемония очищения от грехов, во время которой человека поливают сжиженной грязью с водорослями (символ греха), а затем над его головой разбивают свежие яйца (символ нового рождения). После этого верующего омывают в морской воде. Такие церемонии чаще всего проводят на «Пляже сионитов» в Мапуту.
Для проведения некоторых ритуалов «пророки» церкви Сиона заставляют очищаемых раздеваться по пояс. Считается, чем меньше одежды, тем легче телу освободиться от демонов.
Для процедуры экзорцизма часто используется специальная веревка — тичакачака, в которой заключена божественная сила. Сначала священник обматывает ею тело верующего, как бы связывая демона. Одержимый начинает биться в истерике, пока священник не снимет с него веревку. В этот момент, как считается, демон покидает тело человека.
Люди, прошедшие ритуал изгнания демонов, часто теряют сознание, как эта молодая женщина. Но иногда бывает и хуже: подвергшиеся «духовному лечению» бьются так, что их не может удержать десяток крепких мужчин, — приходится связывать.
Обряду изгнания демонов подвергаются даже дети. «Пророк» или священник кладет на голову ребенку Библию и читает специальные молитвы. Затем окропляет ребенка святой водой и поднимает его над головой. Подобные процедуры повторяются раз в неделю на воскресных богослужениях.
УБЕЖДЕНИЯ
Пророки в отечестве
Сионитские церкви в Южной Африке — это множество мелких и крупных конфессий, объединенных некоторыми особенностями
Вера в то, что религиозный лидер является посредником между общиной и Богом. Он, как Христос, может совершать сверхъестественные поступки.
Вера в то, что священники могут использовать для исцеления силу Святого Духа.
Отправление культа на открытом воздухе, круговые танцы, часто под барабанный ритм.
Применение различных механизмов исцеления верой: возложение рук, питье святой воды, благословенного чая и кофе, а также ношение благословенных шнуров или тканей.
Крещение в реках.
Использование ритуальных одежд, в основном белых.
Вера в пророков, пророчества и откровения через сны.
Пищевые табу, например отказ от свинины.
В случае некоторых конфессий — принятие полигамии.
Часто — синкретическое смешение христианских и традиционных африканских верований.
Церемонию очищения проводит «пророк» Мария Мпангве в церкви города Моатизе. Лицо очищаемой женщины омывается святой водой, другие члены общины держат ее.
Процедура изгнания демонов во время воскресных месс сопровождается ритуальными песнями и танцами.
После обряда очищения многим нужно время, чтобы прийти в себя. Пострадавшего обычно обливают холодной водой и держат за руки до тех пор, пока человек самостоятельно не сможет встать на ноги.
Теократическую общину деревни Тчесса в провинции Тете возглавляет «пророк» Ситифане Вайсани. Читая Библию для прихожан, он держит в руке белого голубя, символизирующего Святого Духа. Вне богослужений «святой дух» содержится в клетке у дома «пророка».
АВТОР
Влад Сохин
Фотограф-документалист, член британского фотоагентства Panos Pictures.
Родился в 1981 году.
Изучал фотографию в IADE Creative University (Лиссабон, Португалия).
Окончил курс фотожурналистики и документальной фотографии TCI Emerging Photographer Program. Cотрудничает с Организацией Объединенных Наций, Amnesty International и другими международными НКО.
Работы публиковались во многих международных изданиях: National Geographic, International Herald Tribune, GEO, The Guardian и т. д.
Фотографии: Влад Сохин
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2015