История главного ветхозаветного пророка напоминает сюжеты фантастических фильмов: его забросили в прошлое, чтобы изменить настоящее
Пророк в чужом отечестве: Фильм и Книга
1 января 2015 года на российские экраны вышел фильм Ридли Скотта «Исход: Цари и боги» . В основе его — сюжет Исхода, второй по счету книги Ветхого Завета. В ней рассказывается, как пророк Моисей (на иврите — Моше), следуя воле Бога, вывел более 600 000 евреев из Египта, где этот народ был на положении рабов. Еврей Моисей (Кристиан Бейл), воспитанный, как в первоисточнике, в египетской царской семье, вступает в драматичное противостояние с фараоном Рамсесом (Джоэл Эдгертон). Пророк повергает армию врага с помощью божественного вмешательства и навсегда покидает со своими людьми негостеприимный Египет, а в финале поднимается на гору Синай, где Господь диктует ему заповеди. Ридли Скотт экранизировал книгу Исход как литературный источник и не скупился на спецэффекты, показывая в духе фильма-катастрофы чудеса, которыми Бог помогает Моисею выполнить его миссию.
Библейский Моисей, удостоившийся беседовать с Богом, «как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33:11), — фигура первостепенной важности. То, что благодаря ему евреи обрели свободу, а впоследствии и Землю обетованную, Ханаан, — заслуга огромная, но в масштабах одного народа. Значительнее другое деяние пророка. Опираясь на подробные «инструкции» от божества, он фактически в одиночку создал жизнеспособный культ единого Бога — творца всего сущего, принципиально новый тип религии в мире политеистических верований древности. С течением веков древнееврейская религия эволюционировала из племенной в мировую, иудаизм, и дала начало еще двум — христианству и исламу, а с ними и двум мировым цивилизациям, к которым в наши дни принадлежит большая часть населения земного шара.
Следы странствий: Проверка археологией
Упомянутый в тексте книги Исход город Раамсес, на строительство которого фараон согнал подневольных евреев, библеисты традиционно отождествляли с Пер-Рамсесом, возведенном при Рамсесе II, то есть в XIII веке до н. э. К концу столетия относится стела его сына Мернептаха, на ней впервые упомянут один из имеющих отношение к евреям этнонимов, «израиль»: воинственный фараон преждевременно ставит себе в заслугу уничтожение племени с таким названием в Ханаане. То есть теоретически на тот момент народ Моисея уже мог переселиться из Египта в эти земли.
Историки 200 лет ищут археологические свидетельства долгого (по Библии, больше 400 лет) пребывания на территории Древнего Египта сплоченного семитского племени, которое бы единовременно покинуло его в XIII веке до н. э., странствовало бы по Синайскому полуострову, а потом обосновалось между Средиземным морем и рекой Иордан. Ищут они следы этих событий в текстах того периода, прежде всего в Египте, а также в государствах Передней Азии, где была развитая письменная культура. Пока тщетно. На Синайском полуострове исследователи не обнаружили ни одной стоянки, никаких следов хотя бы временного лагеря. «Можно возразить, что сравнительно небольшая группа израильтян могла и не оставить после себя никаких следов материальной культуры. Но современные археологические методы вполне позволяют отследить даже очень небольшие остатки охотников-собирателей и кочевников-скотоводов в любой части мира», — отмечают в труде 2001 года «Раскопанная Библия. Новый взгляд археологии» израильские историки Израэль Финкельштейн и Нил-Ашер Зильберман.
Нигде в древнеегипетских источниках того времени не «засветился», как бы его ни звали, человек с такой незаурядной биографией, как у Моисея, иноплеменник, сначала ближайший соратник фараона, а потом мятежник. Если опираться на современные научные данные, не было ни Моисея, ни исхода.
Традиционно считалось, что Пятикнижие, или Тору, написал Моисей, однако сомнения в этом высказывались еще в первые века нашей эры. И если Моисей никогда не существовал, то кто создал правила иудейской религии, основополагающие книги Ветхого Завета и их легендарного создателя? Кто, когда и зачем?
Иудейская мечта: Проект царя Иосии
Моисей в искусстве
XVI век. «Моисей», скульптура Микеланджело Буонарроти; рогатым пророка изображали из-за ошибки в латинском переводе Библии
XVII век. «Пророк Моисей», икона из церкви Епифания Кипрского Кирилло-Белозерского монастыря
Правившего в конце VII века до н. э. Иосию (Иошияху) в Ветхом Завете превозносят как величайшего из властителей Иудейского царства в первую очередь за его религиозную реформу.
По Библии, дело было так: в ходе ремонта в Иерусалимском храме, начатого по приказу царя, первосвященник Хелкия нашел некую «книгу закона» (4 Цар. 22:8). Судя по описанию, это была последняя часть Моисеева Пятикнижия — Второзаконие. Царь был потрясен, насколько расходится с предписанным книгой идеалом религиозная ситуация в подвластных ему землях, и немедленно начал искоренять чужеземные и «неправильные» культы, ввел всенародное соблюдение главных праздников (Пасха, Суккот), унифицировал ритуалы, а местом централизованного почитания истинного Бога сделал Иерусалимский храм.
Иосия стремился сплотить народ с помощью религии — это была часть его проекта. С внешнеполитической точки зрения царю повезло. Ассирия, почти 100 лет назад разгромившая соседнее Израильское царство и державшая под контролем его страну, теперь слабела под ударами Вавилона. Ассирийские войска покинули Ханаан, и Иудейское царство в кои веки стало независимым. Иосия не мог упустить возможность расширить и укрепить небольшое государство, чтобы в дальнейшем с ним считались окружающие державы. Он хотел объединить под своей властью Иудейское царство и то, что осталось от разгромленного ассирийцами Израильского с этнически родственным населением, в единое сильное государство с народом, поклоняющимся единому Богу в одном храме под руководством одного царя.
Народ в стране Иосии должен чувствовать себя единым, особенным и осененным божественным покровительством, и тогда он сможет побеждать, а не быть побежденным. Иосия сделал ставку на идеологию. И вполне вероятно, эта идеология по большей части создавалась при его дворе, а не была унаследована от великих предков…
Путешественник во времени: Вперед в прошлое
XIX век. «Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море», Иван Крамской
XX век. «Десять заповедей», фильм 1923 года, режиссер Сесил Б. Де Милль
XXI век. Сериал «Гриффины»
Многие исследователи считают, что текст Второзакония не найден, а написан жрецами и придворными историографами по повелению царя. Стиль Второзакония, лексика и риторика характерны для документов международной дипломатии именно VII века до н. э., раньше они не встречаются. Исследователи Финкельштейн и Зильберман пошли дальше и выдвинули гипотезу, что творением подданных Иосии было все Пятикнижие.
То, что в основе Пятикнижия лежат тексты разного времени, написанные разными людьми, было неоднократно доказано. Судя по всему, создатели собирали его из легенд, преданий, местных правовых и обрядовых норм, перерабатывали, добавляли собственные установления. В результате получился универсальный документ: это и договор о покровительстве высшей силы в обмен на благочестие, и «инструкция по эксплуатации» религии нового типа, и судебник, и подробно зафиксированное общее легендарное прошлое, и священный текст-артефакт, созданный великим пророком древности в исключительных обстоятельствах. А история освобождения из рабства была близка населению страны, которую то и дело пытались превратить в свою провинцию сильные соседи.
Трудно сказать, когда у жителей Ханаана начал складываться культ единого Бога, но, судя по археологическим находкам атрибутов местных языческих культов плодородия, в VIII–VII веках до н. э. этот процесс был еще далек от завершения. Гипотетические творцы Пятикнижия как бы «забросили» Моисея в прошлое иудейского народа, чтобы создать и насадить в том времени образцовый монотеизм и опереться на его авторитет в своем VII веке до н. э. Авторитет древности в традиционном обществе незыблем. И, как покажет история, прием сработал.
* * *
Царь Иосия не рассчитал силы. Он погиб, когда попытался преградить армии фараона Нехо II путь через свои земли. Мечты о сильном государстве потерпели крах, но оформившаяся при Иосии религия Книги пережила многие века непростой истории его народа и успешно развивалась, складывался корпус литературы, который у иудеев станет Танахом, а у христиан Ветхим Заветом. По большому счету создатели Пятикнижия вместе с Моисеем сеяли нацию, а пожали цивилизацию. Неважно, существовал легендарный пророк в реальности или нет: ему в любом случае удалось изменить мир.
Источник
Ветхозаветная биография
Жизнь Моисея изложена в четырех частях Пятикнижия, первого раздела Ветхого Завета, — Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Когда фараон запретил евреям оставлять в живых новорожденных мальчиков, мать будущего пророка положила сына в корзинке у реки, и его нашла царская дочь. Она усыновила ребенка. Когда Моисей вырос, он убил египетского надсмотрщика, жестоко обращавшегося с рабом-евреем, и вынужден был бежать за пределы страны в землю Мадиамскую. Там женился, там же получил откровение от Бога, который повелел ему вывести евреев из Египта.
Когда фараон отказал в этом Моисею, Бог обрушил на Египет «десять казней»: эпидемии, природные катаклизмы, нашествия насекомых и т. д. В конце концов фараон, сломленный бедствиями, отпустил народ Моисея, но потом погнался за ними. По знаку пророка Чермное (Красное) море расступилось, пропустило евреев и поглотило преследовавшее их египетское войско.
На горе Синай пророк получил от Бога заповеди, религиозные и правовые установления, а спустившись, уничтожил идола, сделанного в его отсутствие евреями, — золотого тельца. По указаниям от Бога Моисей и его люди изготовили правильные предметы культа. Пророк посвятил своего брата Аарона и его сыновей в священники, обучил их ритуалам и законам, провел перепись народа. Когда убедился, что люди боятся завоевывать Ханаан, повел их кружным путем, чтобы на смену поколению рабов пришли храбрые свободнорожденные. После долгих лет странствий, подойдя к рубежу Ханаана, Моисей назначил Иисуса Навина новым предводителем еврейского народа и умер на горе Нево.
Фото: Twentieth Century Fox (х3), shakko, leoboudv, Kunsthistorisches Museum, Paramount Pictures
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2015