До 1 марта в Центре дизайна и архитектуры Artplay продолжается выставка фотографа и путешественницы Ольги Мичи, за семь лет побывавшей во множестве первобытных деревень, затерянных в степях и лесах Африки. По нашей просьбе Ольга рассказала об удивительных традициях и обрядах, с которым ей пришлось столкнуться в этих поездках.
У многочисленных этнических групп Эфиопии много общего. Все племена занимаются земледелием, скотоводством и добычей меда. Тяжелую работу, как правило, выполняют женщины. Большинство племен очень воинственные, они постоянно враждуют со своими соседями.
Эфиопские мужчины и женщины обязательно украшают свои тела. Они «рисуют» пунктирные линии либо точки вдоль скул и вокруг глаз. У женщин также принято покрывать тело геометрическими рисунками. Рисунки служат женщинам украшением, а мужчины таким образом отмечают удачную охоту, ведь они — одни из немногих, кто ловит крокодилов, используя лишь гарпуны и каноэ.
Племя каро может возглавить топ самых великих выдумщиков по части украшения тела. Они используют все, вплоть до строительного и бытового мусора. Это могут быть и гвозди в нижней губе или в ухе, и рисунки на теле мелом, красным железняком или черным древесным углем.
Племя мурси — одно из самых агрессивных и необычных племен мира и одно из самых известных в долине реки Омо. Эта народность насчитывает порядка 6500 человек. Живут они на территории Национального парка Маго, сезонно кочуя между равнинами и холмами и преимущественно занимаются скотоводством.
Мужчины мурси известны жестокими боями на палках. А женщины — ношением в нижней губе пластины, напоминающей по форме глиняное блюдце. Размер диска зависит от социального статуса девушки, и, как правило, указывает на количество скота, которое семья надеется получить, выдав ее замуж. Еще в юном возрасте девочки прорезают часть нижней губы и начинают вставлять деревянные диски, постоянно увеличивая их до достаточно больших размеров, пока в день свадьбы они не заменят их глиняными «дэби». При этом часть нижних зубов выбивается.
Также женщины мурси наносят ритуальные «татуировки», состоящие из рубцов. Эти рубцы создаются следующим образом: в коже делаются надрезы, в которые заталкиваются личинки разнообразных насекомых-паразитов. В какой-то момент личинка покрывается соединительной тканью, лишаясь доступа кислорода, и погибает, оставляя после себя бугорки под кожей.
Масаи употребляют в пищу только молоко и мясо. Крайне редко — каши из кукурузы. Каждое утро начинается с дойки скота и приготовления чая. Чай готовят путем добавления молока в воду. Ничего особенного, но это типичный завтрак жителей деревни. Также масаи пьют свежую кровь животных, в частности быков. Кстати, свои деревни масаи строят интересным образом. По краям по кругу располагаются дома, которые буквально слеплены из коровьего навоза вперемешку с глиной. В центре — загоны со скотом. Огорожена деревня сухими ветками акации. Таким образом жители защищают скот от диких животных.
Мальчики и девочки масаи проходят обряд инициации. У девочек обряд посвящения (обрезания) проходит болезненно и в далеких от стерильности условиях. Однако только после этого обряда женщине разрешается вступить в брак. Мальчики же после прохождения обряда превращаются в воинов-моранов. С этого момента они носят особую прическу и имеют право владеть острым копьем. Этот большой праздник для всей деревни.
Химба — самобытное племя, находившееся практически на грани исчезновения в 80-х годах прошлого века. Сейчас его численность колеблется в пределах 20-45 тыс. человек. Химба — кочевой народ, живущий семьями-кланами, которые иногда образуют небольшие деревни.
Женщины химба обладают уникальным обликом, присущим только им. Наготу они прикрывают своеобразными юбками из козлиной кожи, а кожу и волосы покрывают специальной смесью из охры, жира и пепла. Для химба это не только прекрасная защита от солнца и насекомых, но и своего рода макияж. А вместо парфюма женщины часто используют смолу произрастающего на дюнах кустарника омузумба.
В силу крайне тяжелых условий существования в пустыне Намиб, химба удалось сохранить и пронести свой традиционный образ жизни через века. Живут они во времянках, спят на козьих шкурах, а из всех благ цивилизации используют только табак, одеяла, пластиковые бутылки и целлофановые мешки для сбора воды. У химба есть свой собственный язык — оджихимба — и богатый набор песен и танцев.
В племени хамер принят довольно любопытный и опасный обряд превращения юноши в мужчину: он должен пробежать четыре раза по спинам стоящих в ряд быков. Если испытание пройдено удачно, юноше водружают на голову повязки с перьями и разрешают жениться.
Браки в основном заключаются по договоренности. Родители сами определяют жениха для дочери, независимо от ее согласия. Даже несмотря на договоренность, мужчина должен заплатить за невесту — обычно платой служат скот или зерно.