ГЕРОЙ
Николя Ванье*
Путешественник, писатель, фотограф, режиссер документальных и игровых фильмов.
Родился 5 мая 1962 года в Дакаре (Сенегал).
Экспедиции:
1982 — Пешее путешествие по Лапландии.
1983 — Экспедиция на каноэ по Канадскому Северу дорогами индейцев монтанье.
Зима 1983–1984 — Пересек север Канады на собачьей упряжке.
1986–1987 — 7000 км по дорогам великих первопроходцев Америки: по диким районам Скалистых гор и Аляски.
1990–1991 — Транссибирская экспедиция: 7000 км по дикой тайге.
1993 — Жил под Верхоянском в племени кочевников-эвенов.
1994–1995 — Преодолел более 2500 км по Канаде и Аляске с женой и полуторагодовалой дочерью.
1996 — Зимовал в Скалистых горах и участвовал в гонке Yukon Quest.
1999 — «Белая Одиссея» — 8600 км по Канадскому Северу.
2005–2006 — «Сибирская Одиссея» — 8000 км из Сибири до Красной площади в Москве.
2013–2014 — «Дикая Одиссея» — 6000 км по Сибири, Китаю и Монголии от Тихого океана до озера Байкал.
* О своей экспедиции по Сибири Ванье рассказывал «Вокруг света» в 2015 году
Магическая красота и байкальский характер
Два ваших больших путешествия начинались у озера Байкал. А «Дикую Одиссею», еще одну крупную экспедицию, 15 марта 2014 года вы завершили на Байкале. Почему возвращаетесь сюда?
— Байкал меня всегда привлекал. Первый раз я пересекал озеро в 1990 году. Я видел вокруг себя невероятную красоту, громаду, истинную, можно сказать, магию. Да, для меня это магическое место. Байкал давал мне силы, когда я в 2005 году поехал от озера в Москву, чтобы завершить путешествие на Красной площади — фантастический финал! И когда планировал «Дикую Одиссею» — поездку от берегов Тихого океана через Китай, Монголию и Сибирь, я решил «поставить точку» на Байкале. Это озеро стало для меня символом любимого региона. Любимого еще и потому, что это родина моего Очума — самой первой собаки упряжки, положившей начало клану моих собак. Когда я поставил Очума в упряжку, ему исполнилось всего семь месяцев. Были сомнения, сможет ли молодой пес выдержать длительный переход. Однако Очум лишь прибавлял в силе, когда другие собаки слабели на глазах. Он вскоре стал лидером.
Вы сейчас скажете, что это особый байкальский характер.
— Возможно. Очум — лайка, это собака, способная переносить холод, бежать на большие расстояния. Изначально Очум не был собакой для упряжки, но он стал ею, потому что так было нужно. Удивительный характер: пес сильный, но умеющий приспособиться к любым условиям. И его гены передались другим моим собакам. Очума скрестили с гренландской лайкой, а затем уже их детей с маламутом — аляскинской ездовой собакой. Получились отличные псы. Вот праправнучка Очума Бурка — нынешняя звезда моей упряжки — идеальна: понимает меня с первой секунды. Подобные собаки, кстати, не становятся вожаками стаи, но ведущая собака упряжки не должна быть вожаком. Ведущих нужно выбирать щенками — именно такие с первых месяцев жизни ловят ваш взгляд, желая понять, что вы от них хотите. И еще Бурка невероятно красива. Да, красота тоже важная байкальская черта.
Что такое красота? Помимо внешней привлекательности.
— То, что вызывает пронзительное чувство «это нельзя потерять». Когда передо мной такой невероятный пейзаж, как Байкал, я говорю себе: «Внимание! Запоминай эту красоту». Прошлой зимой, проезжая у озера, я видел много больших туристических комплексов, неэстетичных на фоне удивительной природы края. Зачем они тут? Красота — это же такая радость, ее цельность необходимо хранить.
Кто есть кто
Ведущая собака (по международной терминологии lead dog) — та, которая идет во главе упряжки. Практически никогда не бывает вожаком стаи и очень редко — доминирующей собакой. Главное для нее — быть внимательной к командам хозяина.
Направляющие (swing dogs) — собаки, стоящие прямо за ведущей. Их основная обязанность — помогать ей менять направление. На этой позиции учатся ремеслу первой собаки упряжки.
Рулевые, или коренники (wheel dogs), — собаки, идущие непосредственно перед санями. Должны быть очень сильными и выносливыми — им надо сдерживать движение упряжки собственным телом. Сани часто тормозят им прямо по почкам.
Командные, или собаки центральных пар (team dogs), — остальные, что называется, «без ранга», но это совсем не значит, что они менее любимы и важны.
Две страсти и футбольная команда
Вы родились в Африке, росли во Франции. Но ваша страсть — Север. Странно…
— Немного странно, да. Но мне всегда нравился Север, с детства меня увлекали произведения Джека Лондона. Однако и родную Францию я обожаю.
Почему вы выбрали такой способ передвижения, как собачья упряжка?
— А это единственный удобный способ пересечения диких заснеженных пространств. К тому же упряжка не портит местность, которую преодолевает путешественник. Таким образом, я могу объединить две страсти: я люблю Север и я люблю собак.
Когда вы управляете собаками, чувствуете единение с ними?
— Скорее ощущаю себя тренером футбольной команды. Как и тренер, ты не бежишь с «игроками», а остаешься на своем месте — едешь сзади, наблюдая за процессом. Ты должен максимально выгодным образом расставить игроков и следить за общим рисунком игры. Необходимо учитывать и другие критерии: метеоусловия, качество трассы, настроение собак, их сегодняшние взаимоотношения — ссоры, обиды… Как и хороший тренер, я должен принять лучшее решение на данный момент. Конечно, существуют нюансы. Собаки как дети: им нужно постоянно напоминать, что есть вещи, которые делать нельзя (или, наоборот, необходимо). Ведь моя задача — обеспечить безопасность для всех: и для собак, и для себя. Отношения со стаей базируются на моем безусловном авторитете, но также на доверии и дружбе.
Как демонстрируете им дружеское отношение?
— Каждое утро необходимо найти время для личной беседы с каждым псом. Хотя нельзя утверждать, что они понимают все слова, но очень чувствительны к интонации, к настроению. Отношение передается через речь, а также через физический контакт — каждую собаку нужно погладить, обнять, приласкать.
Каждую? А как же иерархия в стае?
— Да, тут надо быть осторожным, не забывать об отношениях в упряжке, о месте каждого пса в команде. Необходимо соблюдать определенную очередность, учитывать их нынешнее состояние: кто-то болеет, кто-то устал, кто-то огорчен. Все надо почувствовать интуитивно, но если хорошо знаешь собак, это легко.
Плечом к плечу
Есть пять видов собачьих упряжек.
Спасительный мех и пугающая неизвестность
Что доставляет наибольшую радость во время путешествия?
— Удивительные встречи с людьми. Я люблю прекрасных гостеприимных людей, живущих в этих местах. И постоянно вспоминаю, как в начале 1990-х годов жил в горах Верхоянска среди кочевников-эвенов. Видел, как они трудятся, воспитывают детей, какие у них отношения в семьях. Потом написал книгу «Волк» и снял фильм на этом материале (история парнишки из клана кочевников-оленеводов, который ради дружбы с волчатами предает отца и весь свой род. — Прим. «Вокруг света»).
Местные жители в ваших фильмах и на фотографиях в основном одеты в национальные костюмы. Они всегда так ходят или это ради красивой картинки?
— Что вы, это их обычная одежда. Все потому, что, несмотря на технический прогресс, до сих пор для жизни в условиях экстремально низких температур нет ничего лучше меха — шубы и шапки. Минус 50–60 градусов в горах проще переносить в такой одежде, я проверил на собственном опыте. К тому же эта одежда очень практична и красива. Намного эстетичнее, чем то, что производится сегодня.
Холод, когда проводишь под открытым небом целые сутки, — суровое испытание. Что самое тяжелое в экспедиции?
— Трудности в путешествии — это нормально, они не так пугают, как неожиданности. Например, прошлой зимой из-за отсутствия мороза в октябре — ноябре река не замерзла, пришлось изменить маршрут — объезжали по горам. Подобная непредсказуемость делает путешествие особенно тяжелым.
А награда за трудности путешествия — прекрасный пейзаж, который открывается после утомительного переезда. Так вы говорите в фильме «Дикая Одиссея». Что успеваете увидеть с упряжки?
— В том-то и дело, что абсолютно все. Увидеть кое-что, конечно, можно и из поезда, из машины, даже из самолета. Но совсем другое дело, когда все 24 часа ты находишься под открытым небом. И не просто смотришь, а «чувствуешь на себе» весь край, по которому едешь: его можно обозревать, осязать, пробовать на вкус. Вот почему я считаю, что это лучший способ узнать мир.
НАГРАДА
Быть первым
Экспедиция «Дикая Одиссея» проходила при поддержке Русского географического общества. Николя Ванье также стал лауреатом премии РГО за лучший зарубежный проект. Эта международная награда впервые вручалась в 2014 году.
О чем вы думаете, управляя упряжкой?
— О, есть много тем. Часто думаю о том, о чем не успеваю в обычной жизни. Мне в голову приходят сюжеты книг, фильмов. Есть время, чтобы вспомнить прошлое, поразмышлять о будущем.
И что там, в будущем?
— Пенсия. Мне через некоторое время исполнится 60. Но это не последнее мое путешествие! Моим собакам от двух до четырех, у них пенсионный возраст начинается лет через семь. Так что впереди у нас еще годы активной жизни. Вот сейчас, после великолепной «тренировки» на 6000 километров в «Дикой Одиссее», в феврале мы принимаем участие в Yukon Quest (Канада), а в марте 2016 года в Iditarod (Аляска) — в двух главных в мире гонках на упряжках. Словом, у нас с собаками обширные планы.
Поименно
Бурка. Звезда. 4 года. Она красива, умна, доброжелательна и коммуникабельна, всегда спокойна и в хорошем настроении. Идеально соединяет в себе все необходимые качества ведущей собаки упряжки.
Квест. Малыш. 4 года. Маленький пес с сильным характером. Очень умный и достоин звания первой собаки упряжки.
Миок. Рассеянный. 3 года. Умный и красивый, но ему не хватает собранности, чтобы стать идеальным ведущим псом.
Уник. Серьезный. 2,5 года. Излишне скромен, но это из-за молодости. Со временем станет увереннее. У него есть все качества отличной собаки и превосходного бегуна.
Хэппи. Шутник. 2 года. Великолепен: прекрасная работоспособность, веселый нрав и живой ум. Его хорошее настроение передается другим.
Кали. Непоседа. 2 года. Он и его родной брат Хэппи — самые молодые собаки в стае. Ненавидит, когда упряжка останавливается, и каждый раз громко об этом сообщает. С веселым братом они образуют шокирующий дуэт!
Казан . Трусишка. 3 года. Всего боится и позволяет доминировать другим собакам стаи. Но в поездке стал смелее и увереннее.
Дарк. Скандалист. 3 года. Очень мощный. Чувствует себя крутым парнем и всем дает это понять. Неутомим, даже после трассы в 60 километров не хочет останавливаться и требует еще!
Вольф. Ультрасилач. 3 года. Вожак. Ярко выраженный доминант, незаменим в упряжке. Но иногда ему не хватает здравомыслия. Его мощь невозможно не оценить: невероятно красивая в движении собака.
Камик. Бесшабашный. 3 года. Молод и не думает ни о чем, кроме игр. Прекрасный бегун и силач, он станет великолепной ездовой собакой, когда научится не отвлекаться по мелочам.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, март 2015, частично обновлен в сентябре 2023