Живописью политик увлекся, когда ему было за сорок. Так он спасался от депрессии, нахлынувшей после вынужденной отставки с поста первого лорда Адмиралтейства в 1915 году. Тогда Черчилль думал, что уже не вернется в правительство. Показать работы серьезным живописцам он решился только 32 года спустя, в 1947-м, отправив несколько полотен в Королевскую академию искусств. Картины получили одобрение, и через год политик стал почетным членом академии.
3 января 1950 года Черчилль (в то время лидер парламентской оппозиции) приехал в Фуншал, расположенный на южном побережье Мадейры (Португалия). Политик заранее связался с британским консулом и попросил подыскать отель и место для рисования. По прибытии в Фуншал Черчилль сразу отправился на поиски натуры.
Выход политика на пленэр выглядел как некий ритуал: помощники несли краски, кисти, холст и мольберт. За ними шествовал и сам Черчилль с неизменной сигарой во рту. Если ему нравилось место, он оценивал пейзаж и давал указание, где установить зонтик и мольберт. Отпустив помощников, приступал к творчеству.
В наши дни в городке Камара-ди-Лобуш, в окрестностях Фуншала, можно без труда найти место, где работал над полотном британский премьер. Сегодня его называют «Панорамой Черчилля», а близлежащие магазинчики торгуют открытками с изображением политика, сидящего у мольберта.
Всего Черчилль написал около 500 картин. Одна из них под названием «Пруд с золотыми рыбками в Чартвелле» в декабре 2014 года была продана на аукционе «Сотбис» за 1,8 млн фунтов стерлингов. В студии в Чартвелле сегодня находится большая часть его живописных работ.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2015, частично обновлен в январе 2024