В 1865 году на Парижском салоне разразился чуть ли не самый крупный скандал за всю его, на тот момент почти двухвековую, историю. Перед одной из картин пришлось выставить вооруженную охрану, чтобы защищать произведение от негодующей толпы. Возмущенные посетители пытались плюнуть на полотно, ударить его тростью или зонтом. Критики клеймили картину за цинизм и разврат и заклинали оградить от этого чудовищного зрелища беременных женщин и юных дев.
Картина «Олимпия» (Olympia)
Холст, масло. 130,5 × 190 см
Год создания: 1863
Находится в Музее Орсе, Париж
Казалось бы, что отличало обнаженную девушку с картины Мане от «Венер», «Сусанн», «Купальщиц» и прочих ню, которые в середине XIX века присутствовали на каждой выставке? Но его Олимпия не была ни персонажем мифа или древней истории, ни аллегорией, ни отвлеченным примером женской красоты. Судя по бархотке на шее и туфлям, художник изобразил современницу, причем все, включая название картины, однозначно указывало на профессию девушки.
Олимпией звали куртизанку, героиню романа и драмы Александра Дюма — сына «Дама с камелиями»; это эффектное античное имя служило «творческим псевдонимом» многим дорогим парижским проституткам. Лежащая на приготовленной постели девушка с картины Мане смотрит прямо на зрителя откровенным и немного циничным взглядом — как на только что вошедшего клиента, и это злило респектабельных (по крайней мере, на публике) столичных буржуа.
На выставке злополучную работу перевесили в дальний зал почти под потолок, чтобы никто не мог ее повредить. Признание, как это нередко случается, пришло к шедевру уже после смерти художника.
1. Поза героини и композиция картины — прямая отсылка к «Венере Урбинской» Тициана Вечеллио. «Олимпия» — своего рода осовремененная версия шедевра эпохи Ренессанса — как бы пародирует его во многих деталях.
2. Модель. Представительница парижской богемы, натурщица Викторина Мёран, за миниатюрность прозванная Креветкой, послужила моделью не только для Олимпии, но и для многих других женских образов с картин Мане. Впоследствии она и сама пыталась стать художницей, но не преуспела. Искусствовед Филис Флойд полагает, что одним из прототипов Олимпии стала самая обсуждаемая куртизанка тех лет — Маргарита Белланже, любовница императора Наполеона III.
3. Мюли, или пантуфли. Такие туфли без задников — распространенная домашняя обувь того времени. Снятая туфля — эротический символ, знак утраченной невинности.
4. Браслет и серьги. Они повторяют украшения Венеры с полотна Тициана, подчеркивая связь между двумя картинами.
5. Цветок. Волосы Олимпии украшает афродизиак — орхидея.
6. Жемчуг. Атрибут Венеры, богини любви.
7. Кошка. Символ женской сексуальной распущенности. На картине Мане она на том же месте, где на полотне Тициана собака — символ супружеской верности («Венера Урбинская» посвящена радостям брака, изначально предназначалась для украшения сундука с приданым невесты).
8. Букет. Традиционное подношение куртизанкам от их клиентов.
9. Служанка. В то время как на картине Тициана наперсницы Венеры-невесты раскладывают по сундукам ее приданое, у Мане служанка несет хозяйке своеобразный «задаток» от клиента. Некоторые дорогие проститутки в Париже XIX века держали темнокожих прислужниц, чья внешность навевала ассоциации с экзотическими удовольствиями восточных гаремов.
ХУДОЖНИК
Эдуар Мане
1832 — Родился в Париже в семье чиновника Министерства юстиции и крестницы шведского короля.
1850–1856 — Учился живописи в мастерской Тома Кутюра.
1858–1859 — Писал первую большую картину «Любитель абсента».
1862–1863 — Работал над «Завтраком на траве».
1863 — Написал «Олимпию».
1868 — Создал портрет писателя Эмиля Золя, его верного защитника от нападок критиков, с «Олимпией» на заднем плане.
1870 — Добровольцем пошел на Франко-прусскую войну.
1881 — Награжден медалью Парижского салона и орденом Почетного легиона.
1881–1882 — Написал «Бар в «Фоли-Бержер».
1883 — Умер от осложнений после ампутации левой ноги из-за последствий сифилиса.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2015, частично обновлен в январе 2024