Предположим, завтра в мире не останется ни одного комара. Исчезновение всех мух точно стало бы экологической катастрофой, но с комарами результат не так однозначен — ведь видов комаров очень много, и они сильно непохожи между собой.
И если уж избавляться от комаров, то только от настоящих кровососущих комаров (семейство Culicidae, 3540 видов, в том числе более 460 видов малярийных комаров), поскольку остальные нам не враги. Они — низшее звено пищевой цепи, и их исчезновение кажется некритичным. И все же оно приведет к неожиданным последствиям.
Почему они нам надоели?
Ежегодно около 20 миллионов человек по всему миру заболевают малярией, умирает больше полумиллиона (в основном дети). Помимо малярии, комары переносят желтую лихорадку, лихорадку Денге и разную экзотику вроде лихорадки чикунгунья, которую недавно подхватила голливудская актриса Линдси Лохан. Эта болезнь обычно несмертельна, но лекарства от нее не существует.
Здравствуйте, вампиры
Напрасно вы надеялись, что теперь никто не покусится на человеческую кровь. Это продолжат делать слепни, оленьи кровососки, мошки, иксодовые клещи, редчайшие «бабочки-вампиры» — калиптры и сухопутные пиявки. И их всех станет больше. Чтобы пройти, например, через полчища мошек возле пруда, надо будет надевать специальную одежду и маску.
Прощай, природа
Африканское и азиатское население увеличится и сможет проникнуть в глушь лесов и болот, куда раньше людей не пускали комары. Мир станет менее зеленым и диким, более густонаселенным и цивилизованным и в то же время скучным. Впрочем, рано или поздно планете и так грозит превращение в техномонстра, как в фильме «Пятый элемент».
Прощайте, рыбы и бабочки
В озерах и реках исчезнут виды рыб, которые питались только личинками комаров, например гамбузия. Остальные рыбы приспособятся к другой пище. Кто не сможет, тот погибнет.
Лягушки научатся жить без комаров, перейдут на бабочек и мух.
Летучие мыши станут ловить больше ночных бабочек (это уменьшит их численность).
Прощайте, растения
В некоторых водоемах пропадут растения, которые получали удобрения благодаря деятельности личинок комаров.
Растения, опыляемые самцами комаров, исчезнут, особенно «облысеет» Север, но на большинство сельхозкультур это не повлияет. Исчезновения целых видов растений и животных человечество, как обычно, не заметит.
Прощайте, болезни
Кровососущие комары куда-то пропали, и сразу сотни тысяч людей на планете перестали болеть и умирать. Уменьшится, например, численность филярий — глистов, личинок которых переносят комары, слепни и мошки, заражая людей, собак и кошек. Больше не надо нести огромное финансовое и медицинское бремя по профилактике и лечению некоторых болезней. Исследователи переключатся на что-то другое, например доведут до ума разработки по борьбе с вирусом Эбола.
Прощайте, птицы, олени и люди
Стрижи и ласточки из-за нехватки комаров могут покинуть города. В арктических тундрах популяции птиц без питания комарами сильно уменьшатся в численности, некоторые и вовсе исчезнут. А северные олени, наоборот, смогут мигрировать там, где раньше комары не давали им пройти.
Нагрузка оленей на биоценозы возрастет, они уничтожат все растения и лишайники. Если люди не начнут кормить северных оленей, животные вымрут, а народам, зависящим от них, придется переселиться на юг.
Как от них избавиться?
Личинки семейства Culicidae живут в воде, это несколько облегчает задачу — локализует врага. Но отравить всех личинок комаров в прудах не получится, потому что это уничтожит других животных. Однако способов борьбы с комарами множество — их заражают бактериальными и грибковыми болезнями и выводят стерильных самцов.
Правда, это все полумеры. Если бы можно было получить вирус, убивающий только личинок Culicidae, было бы прекрасно. К сожалению, такое избирательное оружие нам не по силам. А оружие, убивающее вообще всех комаров, может убить и мух (их собратьев по отряду двукрылые), что приведет к катастрофе, так как мухи — и опылители, и переработчики отходов.
Иллюстрация: Владимир Капустин
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2015